В русском бизнесе, как в частном, так и в государственном секторах, есть два слова, породивших за последние годы сотни злых шуток — "нанотехнологии" и "инновации". Оставим нанотехнологии физикам и разберёмся с инновациями.
Вокруг этого термина скопилось много информационного шума, и порой кажется, что инновации - это какая-то волшебная таблетка для бизнеса. Достаточно их внедрить и настанет всеобщее счастье, но при этом вживую их никто никогда не видел.
В этой статье мы разберём, что же всё-таки такое инновации. И как их применять бизнесу в реальной практике, а не в стильных презентациях и бессмысленных отчётах.
Три ключевых признака инновации
Как отличить инновацию от модернизации, оптимизации или изобретения? Попробуем ответить на этот вопрос раз и навсегда. У инновации есть три основные составляющие:
- новшество
- повышение эффективности предприятия
- востребованность рынком
Любую новую идею, которую вам презентуют как инновацию, легко проверить при помощи этих критериев.
Допустим, вы собираетесь автоматизировать документооборот в своём бизнесе по производству одежды. Будет ли это новшеством? Да, безусловно. Повысит ли оно эффективность вашего производства? Неизвестно, поскольку мы не знаем, насколько был эффективен не автоматизированный документооборот. И, наконец, востребовано ли это рынком? Нет. У рынка, например, может быть запрос на то, чтобы вы выпускали больше продукции, или делали её качественнее. Но скорость и качество документооборота на производстве волнует рынок в последнюю очередь.
Рассмотрим и позитивный пример, обойдясь без поиска лучшего стартапа XXI века. Эталонная успешная инновация — ткацкий станок. Был ли он новшеством? Без сомнения. Не приходится сомневаться и в том, что ткацкие станки повысили эффективность производства. Ну и, наконец, был ли востребован рынком способ производить ткань гораздо быстрее? Здесь ответ тоже однозначен: да.
Запомните: настоящая инновация должна напоминать о ткацком станке. При этом не важно, сколько современных технологий используется и насколько уникальным является новшество, внедряемое в ваш бизнес. Инновация должна сделать ваш продукт лучше и интереснее рынку.
Инновации — прихоть или необходимость?
Любая ли инновация полезна бизнесу? Ответ на этот вопрос мы разобрали выше: да. Если новшество бесполезно для бизнеса — это не инновация. Но нельзя отрицать и тот факт, что многие игроки рынка прекрасно чувствуют себя без внедрения инноваций.
↣ Какие-то компании держатся на рынке десятилетиями за счёт инноваций, внедрённых во времена их основания.
↣ Кто-то просто делает своё дело лучше, чем конкуренты.
↣ Более того, вполне комфортно могут себя чувствовать и предприятия, справляющиеся с работой хуже конкурентов — просто за счёт того, что занимают свободную долю рынка.
Поэтому мы не будем пытаться сделать вид, что бизнесу не выжить без инноваций. Шансы выжить есть, и чем стабильнее обстановка на рынке и устойчивее предприятие, тем эти шансы выше.
Но именно бизнес, внедряющий инновации, показывает взрывной рост. Пример, который нельзя было не заметить — TikTok, первая социальная сеть, которая решила использовать формат коротких вертикальных видео. Эта инновация оказалась настолько отвечающей потребностям рынка, что произошло, казалось, невозможное. За 2020 год TikTok стал самым скачиваемым приложением в мире, и на, казалось бы, давно распределённом между крупными корпорациями рынке появился новый полноценный игрок. Поэтому да, бизнес может выживать без инноваций. Но именно их эффективное внедрение стоит за всеми историями прорывов и резких взлётов.
Разработка и внедрение инноваций — это сложный и, в первую очередь, интеллектуальный труд. Мало придумать яркое новшество или оптимизировать процессы ради оптимизации. Для того, чтобы развивать бизнес при помощи инноваций, нужно глубоко анализировать как внутренние процессы предприятия, так и ситуацию на рынке. И ответ на вопрос "Как это делать?" - далеко не очевиден.
Специально для того, чтобы помочь бизнесу научиться эффективно использовать инновации, РАНХиГС запускает программу магистратуры «Стратегические инновации и предпринимательство». Это практико-ориентированное образование от экспертов международного уровня, предназначенное профессионалам рынка, которые хотят развиваться в условиях турбулентности и неопределенности.