Найти тему
Пассионарии

Все фильмы Бернардо Бертолуччи

Благодаря своим чрезвычайно ярким и чувственным образам Итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, давно вошел в число грандов мирового кинематографа. Он мог мастерски улавливать огромный размах исторических событий, так и интимность парижских квартир. Часто работая в сотрудничестве со своим любимым оператором Витторио Стораро, он снимал фильмы, как об обычных, так и об экстраординарных людях, а также о том, как они изо всех сил пытаются определять ход своей жизни. Стилистика работ варьировались от напряженных камерных драм до панорамных исторических эпопей. Достигнув зрелости, когда итальянское неореалистическое движение пошло на убыль, он черпал вдохновение во французской Новой волне и регулярно работал за границей и с иностранными актерами. Многие фильмы Бернардо Бертолуччи были тепло восприняты Голливудом. «Последний император» (1987), биографический фильм о императоре Китая Пу И, который начал править в возрасте 3 лет, получил все девять премий «Оскар», на которые он был номинирован, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.

Бернардо Бертолуччи Фото: lifehacker.ru
Бернардо Бертолуччи Фото: lifehacker.ru

Но самый известный и самый спорный фильм Бертолуччи появился в начале его карьеры. «Последнее танго в Париже» (1972) - откровенное изображение интенсивных сексуальных отношений между американским вдовцом средних лет и молодой француженкой (Марлон Брандо и Мария Шнайдер). Мировая сенсация и мгновенный фурор. Фильм был восхвален одними за то, что он раздвинул границы сексуальных представлений, а другие осудили как женоненавистнические или порнографические.

«Последнее танго» получило рейтинг X, попало на обложки журналов Time и Newsweek и заработало 36 миллионов долларов только в прокате США. В Италии фильм стал предметом длительного судебного разбирательства по делу о непристойности. В 1976 году Верховный суд Италии приказал уничтожить все копии и приговорил Бертолуччи к четырем месяцам условно

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме, Италия, в состоятельной семье, любившей творчество. Его отец, Аттилио, был известным поэтом и кинокритиком; его мать, Нинетта, преподавала литературу. Подростком, после того как семья переехала в Рим, он начал самостоятельно снимать короткометражные фильмы на взятую в долг 16-миллиметровую камеру.

Бернардо Бертолуччи в молодости Фото: 24smi.org
Бернардо Бертолуччи в молодости Фото: 24smi.org

Когда ему было 20 лет, Бертолуччи без раздумий бросил учебу в Римском университете ради возможности помочь соседу и другу семьи Пьеру Паоло Пазолини на съемках его первого полнометражного фильма «Аккатоне» (1961).

Несмотря на ранний поэтический успех — сборник стихов Бернардо получил престижную премию Виареджио в 1962 году — он решил посвятить себя кинематографу. Премьера его режиссерского дебюта «Мрачный жнец» об убийстве проститутки в римском парке по рассказу Пазолини состоялась на Венецианском кинофестивале в 1962 году.

Если в его первой картине просматривались неизбежные оттенки Пазолини, то самого себя Бертолуччи проявил во второй картине «До революции» (1964). Созданная по роману Стендаля «Пармская обитель», онf описывает борьбу молодого человека, разрывающегося между своим буржуазным прошлым и радикальными устремлениями.

Для Бертолуччи конфликт персонажа отражал его собственный. «Я был марксистом со всей любовью, всей страстью и всем отчаянием, которых можно ожидать от буржуа, выбравшего марксизм», — сказал он в 1965 году в интервью.

Бертолуччи за работой Фото: theblueprint.ru
Бертолуччи за работой Фото: theblueprint.ru

«До революции» предвосхитил его интерес к исследованию пересечения личного и политического, а также показал его умение вписывать автобиографические отсылки в фильмы, основанные на литературных источниках. В то время отзывы на родине о фильме были в основном негативными, однако фильм был поддержан французскими критиками, которые назвали Бертолуччи спутником французской Новой волны. Любовь была взаимной. Бертолуччи, называл французский язык «языком кино».

Еще большее влияние, чем Пазолини, оказал на него Жан-Люк Годар. Годар возвышается над третьим и самым экспериментальным фильмом Бертолуччи «Партнер» (1968) - переработкой «Двойника» Достоевского, в котором молодой человек встречает своего революционного двойника.

Пожизненный левый и член Итальянской коммунистической партии Бертолуччи начал сомневаться в жизнеспособности политического кинопроизводства, поскольку его работы становились все более популярными. «Нельзя снимать политические фильмы в коммерческих условиях, — сказал он в интервью The New York Times в 1973 году. — Чем революционнее фильм, тем меньше его примет публика».

С «Последним танго в Париже» он отошел от вопросов политического идеализма и вины, которые занимали его, и обратился к разворачивавшейся тогда сексуальной революции. В интервью того времени он называл секс «единственным, что до сих пор кажется правдой» и «новым видом языка».

В 70-е Фото: kinoafisha.info
В 70-е Фото: kinoafisha.info

В 1969 году в творческой жизни Бертолуччи произошел поворотный момент, связанный с погружением во фрейдистский анализ. Он часто и открыто говорил об этом процессе, описывая себя, как «подавленного человека», который «может выражать свою энергию, свое либидо, свою агрессию только в своей работе».

Многие из фильмов Бернардо Бертолуччи изобилуют образами отца, Эдиповым конфликтом, путаницей между личностью и сновидениями. Они требуют психоаналитического прочтения. Два фильма, которые он снял один за другим касались истории фашистской Италии и стали его прорывными работами.

Используя сложную структуру воспоминаний в фильме «Конформист» (1970), действие которого происходит в эпоху Муссолини и основано на романе Альберто Моравиа, проводится связь между фашистским мышлением и подавленной сексуальностью. Главный герой (Жан-Луи Трентиньян) — замкнутый человек, который в своем отчаянном стремлении к нормальной жизни женится, вступает в фашистскую партию и соглашается убить бывшего профессора.

В «Конформисте» , своем восторженно красивом фильме о жизни в Италии во времена Дуче, Бертолуччи утверждает, что фашизм также может найти аудиторию в пассивных и восприимчивых людях, а не только в пылком идеологе. Персонаж Жана-Луи Трентиньяна представляет собой убедительный пример: он является сотрудником тайной полиции, которому поручено убить своего бывшего учителя, политического диссидента, сосланного в Париж, но его чувства к жене профессора (Доминик Санда) мешают ему. Через воспоминания Бертолуччи определяет обстоятельства, которые привели его в это место, и подразумевает, что другие тоже могут быть уязвимы.

На склоне лет Фото: rbc.ru
На склоне лет Фото: rbc.ru

«Стратагия паука» и «Конформист» положили начало долгому сотрудничеству с оператором Витторио Стораро, чьи работы отличались выразительным освещением и извилистым движением камеры, что способствовало укреплению репутации Бертолуччи как визуального стилиста.

Премьера «Последнего танго в Париже» состоялась на Нью-Йоркском кинофестивале в октябре 1972 года и сразу же приобрела статус культурного события. Критик Полин Кель назвала его «самым сильным эротическим фильмом из когда-либо созданных» и сравнила его премьеру с первым исполнением «Весны священной» Стравинского.

Другие рецензенты были настроены более скептически. Ссылаясь на изобилие женской наготы, Джудит Крист в статье для нью-йоркского журнала поместила ее в «традицию мужского шовинизма». Грейс Глюк в The New York Times назвала его «идеальной мыльной оперой о мачо».

Кадр из фильма "Последнее танго в Париже"
Кадр из фильма "Последнее танго в Париже"

Для Бертолуччи фильм был не столько об освобождении, сколько о регрессии. «В конце концов, он — плод», — сказал он о персонаже Брандо в интервью журналу Rolling Stone.

Несмотря на то, что шокирующая ценность «Последнего танго в Париже» угасла, «Последнее танго в Париже» еще долгое время после выхода на экраны вызывало споры. Актриса Шнайдер, которой во время съемок было 19 лет, позже описала съемку печально известной сцены изнасилования, как травмирующий опыт.

Успех фильмов «Конформист» и «Последнее танго» позволил Бертолуччи приступить к работе над своим самым амбициозным фильмом «Двадцатый век» (1976), семейной сагой о классовой борьбе, затрагивающей несколько поколений, с большим международным составом, в который входили Робер Де Ниро, Жерар Депардье, Берт Ланкастер, Дональд Сазерленд и Доминик Санда.

Прослеживая переплетение судеб двух мужчин, родившихся в один день на заре 20-го века — одного крестьянина, другого аристократа, — фильм следует своим героям через несколько десятилетий политических и социальных потрясений Италии.

Бертолуччи представил пяти с половиной часовую версию на Каннском кинофестивале в 1976 году, получив неоднозначные отзывы. После публичного спора с дистрибьютором компании Paramount и его продюсером Альберто Гримальди по поводу продолжительности фильма он уступил и выпустил четырехчасовую версию для американского проката в следующем году.

Кадр из фильма "Последний император"
Кадр из фильма "Последний император"

В 1978 году Бертолуччи женился на Клер Пиплоу, которая работала с ним помощником режиссера в фильме «Двадцатый век». Вместе с Пиплоу и ее братом Джузеппе он снял свой следующий фильм «Луна» (1979) — об оперной певице (Джилл Клейбург) и ее сыне-подростке . Дальше «Трагедия смешного человека» (1981) о богатом человеке, вынужденном отказаться от своего богатства, чтобы вернуть похищенного сына. Работа получила приз Уго Тоньяцци за лучшую мужскую роль в Каннах.

Воспользовавшись модой на престижные исторические картины, Бертолуччи вернулся к эпическому жанру в «Последнем императоре», который оказался первым западным полнометражным фильмом, получившим разрешение на съемку в Запретном городе в столице коммунистического Китая.

В то время как действия фильма разыгрываются на фоне бурного перехода Китая от феодализма к коммунизму, Бертолуччи признал, что его главный интерес был не столько к историческим событиям, сколько к психике его пассивного главного героя, который был полностью перевоспитан во время Культурной революции и умер скромным садовником.

Кадр из фильма "Ты и я"
Кадр из фильма "Ты и я"

Следующие два фильма Бертолуччи оказались связаны с «Последним императором», составив «восточную трилогию». (Все три были созданы в содружестве со сценаристом Марком Пиплоу, его зятем). «Под покровом небес» (1990) был основан на романе Пола Боулза об американцах, путешествующих по Северной Африке. «Маленький Будда» (1993) рассказывает параллельные истории о жизни основателя религии буддизма Сиддхартхи Гаутамы и обычного американского мальчика, который оказался реинкарнацией буддийского ламы.

Большинство более поздних фильмов Бертолуччи касались персонажей, которые закрылись от окружающего мира, как это было предвосхищено заблудшими душами в «Последнем танго в Париже».

Действие «Ускользающей красоты» (1996) о сексуальном пробуждении американского подростка происходит среди артистических завсегдатаев тосканской виллы. Действие в «Осажденные» (1998) приурочено в основном к римскому дому, где беженка из неназванной африканской страны работает горничной у пианиста-затворника.

Кадр из фильма "Мечтатели"
Кадр из фильма "Мечтатели"

В «Мечтателях» (2003) по роману Гилберта Адэра Бертолуччи вернулся к революционной политике и парижской киномании своей юности. Но история разворачивалась с точки зрения персонажей, которые замкнулись в эротической идиллии, не обращая внимания на студенческие беспорядки на улицах снаружи.

Из-за слабого здоровья и проблем со спиной Бертолуччи снял свой последний фильм «Я и ты» (2012) в инвалидном кресле. Еще одна интимная драма вращалась вокруг беспокойного подростка, который прячется в подвале со своей сводной сестрой.

Для Бертолуччи растущая изолированность его работ была не столько результатом сужения мировоззрения, сколько отражением мира, который он видел вокруг себя.

Бернардо Бертолуччи с главными героями фильма "Ты и я" фото: 24smi.ru
Бернардо Бертолуччи с главными героями фильма "Ты и я" фото: 24smi.ru

«Политика была частью нашей жизни, — сказал он в 2014 году. — Люди больше не кажутся вовлеченными или увлеченными; политика — это нечто далекое». Великий мастер кинематографа скончался 26 ноября 2018 года в Риме. Его супруга Клер Пиплоу – самый близкий свидетель жизни и творчества великого мастера, умерла в июне прошлого года там же.

#кинематограф #мировойкинематограф #историякинематографа #шедеврыкинематографа #режиссёры #историиизжизнилюдей #историиреальныхлюдей