Расскажите, пожалуйста, как найти подход к аутисту? К примеру, врачу. Что нужно делать, чтобы ребёнок дал себя осмотреть? Что нельзя делать? Сейчас продвигаются методы адаптации, основанные на том, что родитель заранее готовит ребёнка к тому, что будет происходить, используя различные методические пособия, с фото/картинками. Вообще мнение? И, если представить, что подготовки не было, как себя вести?
Я рада, что появляются вот такие вопросы. Как найти подход, как реагировать? Я не психолог, не поведенческий специалист. Я просто родитель, который везде ходит с ребенком, а ребенок не может без взрослого быть вне дома.
Кто не понимает где он - это канал матери ребенка с ОВЗ. Дочь с аутизмом. Здесь не история успеха. Дочери 14,5 лет. Не говорю на нее "больная", а на других - "здоровые". В своих статьях ментально сохранных людей и детей называю термином "нормотипичный", чтоб было, заменяя этим слово "здоровый".
Папа не сбежал.
Вопрос похода к врачу с ребенком с аутизмом вообще очень сложный порой. Я бы даже сказала чаще всего. И нормотипичные маленькие дети боятся ходить к врачу, особенно всякие уколы и анализы, но с возрастом это проходит, а с аутизмом считай, что у тебя всегда маленький ребенок, который всегда боится.
К слову сказать, вот я описывала разный опыт с врачами и манипуляциями:
Да, чаще всего, когда идешь к врачу и тот видит, что ребенок с особенностями развития, он сразу же переключается на взрослого, а ребенка как будто не замечает. И это меня всегда раздражало. То есть, если ребенок не может сам ответить или показать где болит, то все внимание на мать, которая рассказывает. Но, если с болями и травмами это понятно, то все почему так же работают неврологи и психиатры... То есть по факту я всегда ходила и рассказывала как мы жили предыдущие -цать лет до прихода к вам, врач. А на ребенка мало кто внимания обращал или пытался общаться или чего-то добиться. Чаще всего, да.
Но есть и более сложные случаи, когда нужно просто у педиатра рот открыть и горло показать или дать себя "послушать", а ребенок не дается и орет.
Первое, что хочу сказать - не нужно начинать говорить громче ))) у меня иногда складывается впечатление, что люди думают, если громче говорить, то их становится проще понять ))) Нет. Дети с аутизмом больны на голову, а со слухом у них все в порядке. А то, что вы начинаете громко говорить с ним "Так, давай я тебя послушаю!" может наоборот напугать )))
Если ребенок не орет при входе в кабинет, нормально воспринимает происходящее, а просто "где-то не с нами" как я это называю, то можно просто разговаривать с ним обычным тоном, ласково. Можно уточнить у мамы предварительно, нормально ли ребенок относится к прикосновениям чужих людей и вообще к прикосновениям (а то разные же случаи бывают). Если да, то можно "направить" ребенка к себе прикосновением.
Но самое главное - это ждать. Ждать пока ребенок откликнется на ваши просьбы. А то у нас в кабинетах как-то все быстро происходит. Все куда-то торопятся. А такой ребенок может потребовать чуть больше времени, если попытаться взаимодействовать именно с ним, а не с мамой. А то знаете как бывает, позвал врач один раз ребенка, тот ноль внимания и начинается "так, мама, давайте садитесь, ребенка берите, так, раздевайте" и вот уже ребенок орет и извивается.
Да, есть практики, когда ребенка готовит мама ДО похода к врачу. Но это не с моей дочерью, например. Как я уже говорила когда-то, заранее моей рассказывать особенно то, что ее будет тревожить (поход по врачам, анализы) нельзя. Она будет нервничать. А зачем мне с вечера вот это вот все? Поэтому я говорю по факту. Вот, давай, мол, одеваться, сейчас на УЗИ пойдем.
Но тут стоит заметить, что моя дочь уже знает что из себя представляют разные процедуры, поэтому, например, "пойдем кровь сдавать" и "пойдем в поликлинику к педиатру" вызовет у нее разные реакции. Если на первое она занервничает и испугается, то на второе ей пофигу, пойдем и пойдем. Главное, чтоб потом в Бургер кинг или в магазин )))
Так что с моей дочерью врачи сталкиваются с минимальной ее подготовкой с моей стороны. Я ее "готовлю" по дороге к врачу. Да, объясняю в общих чертах что будет делать врач. И в самом кабинете тоже объясняю уже на деле. То есть, если это окулист и нужно сесть и смотреть туда-то, то как я ей это пальцах объясню? Никак. Пришли на местность, так сказать. Вот стул, вон там картинки, вон тетя. Смотреть, называть. Повторю просьбы, которые произносит врач. Конечно, когда дочь была маленькая, то приходилось, например, вставать рядом с мед сестрой и показывать картинки, чтоб она читала )))
Например, несколько дней назад водила я дочь на спирометрию. Слово-то какое! На самом деле ничего страшного. Тест функции внешнего дыхания. Иными словами нужно подышать в трубочку, но только особым образом. Сразу скажу, что сделать не получилось ))) Потому, что выдохнуть правильно дочь не смогла. Но что я сделала. Показала ей прямо там что нужно сделать. Сидели мы вдвоем с врачом дышали и показывали ей что нужно сделать ))) но правильно у дочери все равно не вышло.
Чтобы ребенок дал себя осмотреть, можно вести беседу в виде "Я сейчас вот это сделаю и все" и может быть даже на маме показать. Или дать потрогать тот же стетоскоп, что он не страшный, не уколет и прочее. Если ребенок откликается, то попробовать дать ему самому снять/поднять одежду. А главное - не торопиться! Потому, что все эти эмоции, когда "давай-давай, быстрей, быстрей", а тут еще в кабинет заходят всякие люди "я только спросить" очень мешают и создают в помещении суетливость, а в воздухе "напряжение" и это все чувствует ребенок.
С мамой в кабинете разговаривать спокойным тоном, просто вести беседу.
Конечно, есть моменты, когда ничего не получится и придется просто скрутить ребенка и сделать мед манипуляцию, что уж тут говорить! И бояться этого не стоит. Вот, кстати, самое главное, чтоб врач/мед сестра не боялись ребенка и его мать, а делать все уверенно.
Что нельзя делать при попытках осмотреть ребенка? Громко говорить, дергать его, кричать, подгонять, злиться. В общем, создавать ощущение опасности нельзя. Или говорить "сейчас укольчик сделаем и все" )))
Как врачу себя вести? Не бояться. Это самое главное. И не делать так, чтоб боялись тебя. Быть немного терпеливым, подождать ребенка, пока он освоится немного. Может быть даже дать походить по кабинету, посмотреть, потрогать то, что можно потрогать, конечно.
#аутизм_общество #лечениеаутизма