Найти тему
Две Войны

«Мне и большинству офицеров стыдно, что этот генерал — наш сослуживец!»- генерал Трошев о Чеченской Войне и военном руководстве

В отличие от некоторых коллег, генерал Геннадий Трошев не испугался огромной ответственности, когда в 1995-м его отправили в Чечню. Например, 1-й заместитель главкома сухопутных войск Эдуард Воробьёв отказался взвалить на себя этот груз - командовать операцией в Чечне. Сослался на её неподготовленность и подал рапорт об увольнении. Были и другие «отказники».

В повреждённом войной школьном здании на окраине Грозного командующему войсками Южного направления генералу Геннадию Трошеву достался даже не кабинет – стол в школьном актовом зале. В этом освещаемом походной электростанцией помещении он и комментировал военным корреспондентам обстановку.

Потом стал командующим Объединённой группировкой войск Минобороны в Чечне, «переехал» в подвал штабного здания в Ханкале. Но там почти не засиживался – в основном работал непосредственно в войсках.

«Любая остановка войны – это полумера и преступление»

В июне 1995-го у генерала Трошева появилась надежда на скорое завершение операции в Чечне. Войска окружали боевиков на Шатойском взгорье. Но решающего удара не последовало. Грянул скандальный и кровавый рейд Басаева на Будённовск, который страшным эхом отозвался по всей стране.

Генерал Трошев. Фото в свободном доступе.
Генерал Трошев. Фото в свободном доступе.

В прессе тогда заголосили: мол преступная это война, антиконституционная и коррупционная. Только вот до кровопролития ситуацию в Чечне довели политики – Ельцин и его клика, а военным пришлось всё расхлёбывать. И за это их же потом назвали убийцами и коррупционерами.

Набравшие силу во время так нужного им перемирия боевики вновь перешли к активным действиям. Генерал Трошев возмущался и от негатива, поднятого против армии в прессе, и от передышки, которую пришлось дать боевикам.

«Я возмущён вымышленными фактами, опубликованными в средствах массовой информации, и гнусными обвинениями в адрес военнослужащих,– говорил он, – откровенное враньё и попытки играть в политику падких на сенсации журналистов дискредитируют власть, а также российских солдат и офицеров, честно исполняющих свой воинский долг в Чечне».

Он предупреждал о недопустимости любых перемирий с боевиками, которые только дают им возможность зализывать раны и снова – грабить, убивать, захватывать заложников, устраивать засады.

«Любая остановка войны – это полумера и преступление. Только полностью уничтожив и рассеяв банды, мы сможем жить и работать спокойно»,– говорил Трошев.
Геннадий Трошев. Фото в свободном доступе.
Геннадий Трошев. Фото в свободном доступе.

И опыт заключённых в 1996 году Хасавюртовских мирных соглашений убедительно показал справедливость этих слов. Все последующие годы в Чечне распространялся религиозный экстремизм, который вылился в бредовые идеи о создании «Кавказского халифата», нападение интернациональных банд на Дагестан и начало второй чеченской войны.

Геннадий Трошев был самым жёстким критиком Хасавюртовских соглашений. В книге «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала», вышедшей в 2001 году, до гибели Лебедя, Трошев так высказался о нём:

«Мне и большинству офицеров стыдно, что этот генерал — наш бывший сослуживец. Никто не нанёс Российской армии большего вреда, чем Лебедь. Остаётся одна лишь надежда, что он понимает это и в конце концов публично раскается. Я считаю добрым знаком уже то, что он молчит, не комментирует события, последовавшие за Хасавюртскими соглашениями».

Трошев был уверен в том, что в 1996 году боевиков нужно было дожимать, и войска были уже близки к этому. А переговоры с ними посчитал предательством.

Трошев подписывает солдатам свою книгу. Фото в свободном доступе.
Трошев подписывает солдатам свою книгу. Фото в свободном доступе.

В то же время, важнейшим пунктом его стратегии было – мы воюем с бандитами, а не с чеченским народом. Геннадий Трошев не был «ястребом»: он всегда был открыт для переговоров, которые помогут избежать людских потерь.

Генерал придерживался мнения, что многим взявшим в руки оружие чеченцам просто умело запудрили мозги псевдо-религиозной пропагандой и затуманили разум выплачиваемыми за войну против русских деньгами. Этим активно занимались антироссийские силы из-за рубежа.

При участии Трошева в 1999 году был начат конструктивный диалог с чеченским муфтием Ахматом Кадыровым, который после переговоров поменял позицию на пророссийскую.

Благодаря этому, без кровопролития был освобождён от боевиков второй по величине и значимости город Чечни – Гудермес. Всем известно и то, какую важную роль в дальнейшем сыграли Кадыров и его сын в деле установления мира в Чечне.

🔵«Пацанов никто не бросал!»- ветеран Афгана откровенно рассказал о главных "ляпах" в фильме Бондарчука «9 рота»

Трошев с Кадыровыми. Фото в свободном доступе.
Трошев с Кадыровыми. Фото в свободном доступе.

Заслуга Геннадия Николаевича состоит и в том, что он сделал всё для обеспечения перелома в информационном фоне событий в Чечне. Во многом благодаря его усилиям отечественные СМИ перестали «бить в спину» собственным военным.

Генералу и самому было что сказать: во время первой и второй чеченских войн он тщательно вёл дневники, которые потом положил в основу трёх документальных книг. «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала» (2001), «Чеченский рецидив. Записки командующего» (2003) и «Чеченский излом» (2008).

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!

Как Вы оцениваете деятельность Трошева?