Найти тему
Экономика и жесть

В животноводстве необходимо решать и смежную задачу борьбы с опустыниванием

Овцеводство - это едва ли не единственная часть сельского хозяйства, которая никак не зависит от импортного генетического материала. Овощеводам до этого далеко. Рогатый скот выводят именно с учетом местных климатических условий. Для каждого региона - свои породы.

- У нас действуют 29 племенных хозяйств, из них восемь овцеводческих. Маточное поголовье составляют 49 тысяч овец, - говорит председатель комитета сельского хозяйства Волгоградской области Марина Морозова. - Основной породой является волгоградская мясо-шерстная, ее вывели в 1978 году. Она отлично приспособлена к экстремальному климату Заволжья. Второй по значимости является эдильбаевская порода мясо-сального направления. Она хорошо нажировывается на скудном корме.

В прошлом году в регионе на развитие животноводства выделили 710 миллионов рублей (их них на овцеводство - 73). В этом году доля выросла: 87 миллионов из 720. Есть районы, где скотоводство является основной формой хозяйствования и имеет социальное значение. Можете представить, что люди испытали в 90-е годы, когда поголовье сократилось в пять раз. Только в 2016 году численность стабилизировалась на уровне около миллиона голов.

- Последние два-три года снова идет снижение поголовья, это нас тревожит. Но представители коммерческого сектора заметили перспективы, вхождение в этот бизнес обходится дешевле, чем в другие отрасли, - заметил президент Национального союза овцеводов Харон Амерханов. - В дальнейшем ожидаются сложные условия для развития. О какой племенной работе мы можем говорить, когда в отаре всего 55 ягнят? А такие данные нам дает статистика. А у кого есть долгосрочные договоры по шерсти и мясу? Ни у кого. А еще пески наступают, их закреплением никто не занимается. Мы теряем пастбища и сенокосные земли.

Казалось бы, уж чего, а земли в России хватает. Но это если использовать с умом. В хозяйствовании, как известно, есть два подхода: экстенсивный (распахать побольше, авось, что-нибудь взойдет) и интенсивный (засеять небольшой участок, но удобрить, защитить от вредителей, полить и собрать хороший урожай). Так вот, например, для Дагестана и Калмыкии простое расширение пастбищных площадей уже невозможно. Тут ведь еще нужен грамотный землеоборот: луга должны отдыхать от выпаса скота. Иначе происходит деградация почвы. Овцы выедают все подчистую. Что не сжуют, то вытопчут. Например, увеличение отар в Калмыкии прямо пропорционально росту пустынных новообразований. И это огромная проблема.

-2

Если смотреть в национальном масштабе, то 65 процентов пашни, 28 процентов сенокосов и половина пастбищ в той или иной степени подвержены деградации. За последний век содержание гумуса снизилось на 30-40 процентов. Конкретно на юге около миллиона гектаров - это сплошные пески. А просто в зоне риска находятся 9,5 миллиона га. Ученые разработали программу по спасению этих земель.

- Пять лет на пастбищах не должно быть животных. И надо не по сто га вовлекать, а брать массивы от десяти тысяч га, - считает директор Федерального научного центра агроэкологии РАН Александр Беляев. - С 1985 по 1995 год действовала первая программа по борьбе с опустыниванием, она давала результат. Надо возвращаться к старым, испытанным технологиям овцеводства. Если завести овец на пастбище и бросить, то получите пустыню.

Селекционеры проводят испытания растений, которыми можно будет засеять территории, подверженные наибольшей опасности: джузгун, тамариск, терескен. Надо не менее 20 миллионов саженцев и сеянцев, ФНЦ агроэкологии может вырастить только половину. Но есть частники, которые тоже выращивают эти кустарники. Так что совместными усилиями реально преодолеть трудности.