Авторская методика "Сказочная речь"
План занятия "Лексическая тема-игрушки"
1. Артикуляционная гимнастика
2. Игра на внимание и память "Чего нет" с использованием 4 игрушек
3. Игра в лото на формирование пассивного и активного словаря в виде звукоподражательной деятельности
4. Чтение стихотворений с обыгрыванием сюжета ( стихотворения А.Барто)
5. Сюжетно-ролевая игра на развитие сенсорного восприятия и запуск простых слов "Дай/на" и звукоподражания "бах"
Ход занятия
1. Перед началом занятия по запуску и развитию речи необходимо выполнить комплекс упражнений из артикуляционной гимнастики. Рекомендую использовать пособие Н.В.Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика" для малышей. Освойте в игровой форме хотя бы 5-6 упражнений.
2. Игра на внимание и память "Чего нет" с использованием 4 игрушек. знакомим ребенка с названиями игрушек, вызываем интерес, а также проверяем развитие внимания и памяти. Игру можно проводить как за столом, так и на ковре. Раскладываем 3 игрушки, поочередно называя каждую: кубик, юла, миша и машинка. Медленно называем игрушку и просим малыша указать пальцем, где она лежит, чтобы еще раз запомнить. Теперь просим закрыть глаза, прячем одну игрушку и спрашиваем "Чего нет?"
Ребенок пытается обьяснить, в случае, если возникают трудности, помогаем, называя вновь каждый предмет: "Юла- тут? Да. Миша-тут- Да.Машинка тут? Да. Чего нет? Куууу-бика, правильно. Повторяем игру и прячем каждую игрушку.
Затем просим ребенка спрятать любую игрушку и пытаемся угадать, чего нет. Дети любят брать на себя главную роль. Угадывайте не сразу- позвольте ребенку помочь вам и объяснить звуками, жестами, что же он спрятал.
3. Игра в лото. Выбираем лото по тематике " Мои игрушки" или "Мои первые слова", если есть возможность, то готовим сами, используя ламинатор и липучки. Игра проводится за столом: кладем игровое поле перед ребенком, а сами фишки убираем в коробочку, из которой ребенок сам будет последовательно доставать фишку и определять, куда нужно ее положить. Задача- дать определение картинке+ ее звукоподражание и положить на игровое поле. Например: это мяч, оп оп оп, клади. Это кукла, она поет ля ля ля, клади. Это машинка, она едет би би, клади. Это кубик, он падает бах бах и т.д. Если использовали липучки, то после того, как ребенок все прикрепил, повторите звукоподражание еще раз, позволяя малышу откреплять их, складывая обратно в коробочку. Например: "Найди машину. Тут. Как она едет? Молодец". Обязательно ждем ответ, затем позволяем открепить липучку и убрать картинку.
4. Стихотворения А.Барто. Чтение стихотворений помогает ребенку и отдохнуть, и в то же время развивает фантазию, речевые навыки. Выберите для начала 2-3 стихотворения, которые можно было бы обыграть с использованием фигурок, игрушек для кукольного театра ( всего, что найдется у вас). Например, "Уронили мишку на пол", "Наша Таня громко плачет" и "Зайку бросила хозяйка". Сперва читаем стихотворение, сидя рядом с ребенком, показываем пальчиком на персонажей, после этого обыгрываем сюжет, не забывая делать паузы между словами, чтобы ребенок мог попытаться сам назвать слово, которое должно быть. Рифма- помогает малышу, направляет и подсказывает☝. Например: уронили мишку на пол, оторвали мишке..... ( сделали паузу и указали на лапу), да, лапу. Все равно его не бро...шу, потому что он... хоро-ший. Покажите, что мишу надо пожалеть, погладить. Когда читаем про Таню, позвольте ребенку также пожалеть Таню, у которой укатился мячик. То же самое и с Зайкой, который остался под дождем. Развиваем у ребенка умение сопереживать и помогать другим.
5. Сюжетно-ролевая игра "Стройка" с использованием кубиков с тактильными элементами и грузовой большой машины или подъемного крана. Для начала мы показываем ребенку по 1 кубику, произносим достаточно громко и отчетливо "куб", "это куб". Даем его рассмотреть, погладить, покрутить в руках. Рассказываем, где гладкая поверхность, где шершавая и т.д. Затем объясняем, что будем строить башню из кубиков. Для этого вы кладете один кубик в машину и говорите ребенку "Попроси у машины, Дааай кубик". Акцент делаем на слове "дай". Ребенок может показывать жестом, мы помогаем произнести, стимулируя многократным повторением слова "Дай, дай, дай". Урааа, везет тебе кубик- На! Машина уезжает на место, мама или педагог кладет следующий кубик в кузов или багажник. Вновь просим "Дай дай". Когда ребенок делает попытки позвать, обязательно хвалим и катим к нему машину, отдаем в руки кубик со словом "На!". Далее начинаем строить. "Давай строить башню, на!" Вы даете кубик, ребенок ставит один на другой. Затем спрашиваем "Как башня падает? БАААХ". Покажи, как?" Ребенок произносит, и потом вы разрешаете сломать башню. Теперь вы предлагаете еще раз построить " Теперь я строю, а ты будешь ломать, хорошо?" Вы простите кубик "Дай кубик", когда ребенок вам отдает, произносим "На!" и выстраиваем башню. В конце спрашиваем "Что ты будешь делать? Ломаааать, а как? Бааах" Разрешаем ребенку сломать башню.
Занятие завершается на позитивной ноте, ребенку удается и поиграть, и пополнить свой пассивный словарный запас, получить активный толчок к активной речи, развиваются и тактильные ощущения, и память, внимание, логика, и умение слушать, выполнять просьбы, участвовать в игре со взрослым. Первой темой я всегда рекомендую делать именно игрушки, так как ребенок, который пришел на занятие в первый раз, может бояться, стесняться, волноваться и скучать по маме. И если мы дадим тему "Семья", то при просмотре картинок с членами семьи, ребенок вспомнит, что находится без родного человека и может заплакать. Игрушки же позволяют развлечь малыша, настроить его не на "учебу" или "лечение", а веселое времяпровождение, которое волшебным образом превращается в настоящее речевое развивающее занятие.
Итог занятия ( какие слова/звуки пробовали вызвать):
- Да/Нет ( в игре "Чего нет")
- Дай/На ( в игре "Стройка")
- Бах ( звукоподражание)
- Звукоподражание по теме игрушки: кукла поет ( ля ля), машина едет ( би би), мячик ( оп оп), кубик упал ( бах) и т.д.
Следите за новостями, впереди еще больше моих конспектов для занятий с детьми по запуску и развитию речи.