Чтение – сложный психологический процесс. Л.С. Волков выделяет в нем несколько этапов, первый из которых – зрительное восприятие, различение и узнавание букв. Затем читающий соотносит буквы со звуками и воспроизводит звукопроизносительный образ слова, т.е. прочитывает его. После этого (в следствии соотнесения звуковой формы слова с его семантикой) осуществляется понимание прочитанного.
Разного рода затруднения (мнестического, пространственного, оптического характера) могут возникать у детей на любом из перечисленных этапов. Часто встречаются ребята, которые не могут овладеть письмом и чтением не только в дошкольном возрасте, но и после двух-трёх лет обучения в школе. А причина таких трудностей проста: дети никак не могут запомнить оптический образ букв и не узнают их, поэтому процесс чтения прерывается уже на первом этапе. В дальнейшем это может привести к более серьезным нарушениям письма и чтения: дислексии и дисграфии.
Почему же детям так сложно запомнить, как выглядят буквы? Причиной тому недостаточная форсированность пространственных представлений и навыков зрительного анализа и синтеза. Если до начала обучения грамоте ребёнок не научился сравнивать предметы по форме и по величине, ориентироваться в собственном теле и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, то уму будет сложно усвоить довольно тонкие отличия в начертании оптически сходных букв.
Предупредить эти сложности помогут игры и упражнения направленные на:
· расширение объема зрительной памяти.
- Игра « Чего не стало?» На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
-Зрительные диктанты «Продолжи строчку».
- « Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй.
- Выполнение узора из какой-либо буквы (конструирование, аппликация) – « Буква спряталась»
· развитие зрительного восприятия и узнавания:
- Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
- Назвать перечеркнутые контурные изображения.
- Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
- Определить, что неправильно нарисовал художник.
- Составление разрезных на части картинок.
- Конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти).
· формирование пространственных представлений:
-Беседа о пространстве, что это такое?
- Осознание собственного тела, различение стороны собственного тела, окружающих объектов.
- Определение последовательности предметного ряда, числового ряда.
- Пространственное расположение различных предметных картинок, графических знаков, фигур и букв.
- Соотношение в пространстве элементов графических изображений и букв.
- Сходства и различия между близкими по начертанию графическими изображениями и буквами.
· формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв:
- Найди букву среди графически сходных.
- Соотнеси буквы, выполненные разным шрифтом.
- Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
- Дописать букву.
- Определить правильно и неправильно написанные буквы.
- Узнать буквы по их зеркальному изображению.
- Назвать буквы, наложенные друг на друга.
- Конструирование букв из элементов.