Найти тему
channel pakgauz group

Роль Турции при создании логистических цепочек доставки товаров в/из РФ

Анализ текущей обстановки позволяет сделать вывод о том, что в связи с введением рядом стран ограничений в отношении Российской Федерации в ближайшее время территория Турецкой Республики, элементы ее производственного потенциала, а также финансовой системы будут активно вовлекаться и использоваться при создании логистических цепочек доставки товаров в/из Российскую Федерацию, а также для наполнения российского рынка товарами производства различных стран.

Турецкая Республика заняла нейтральную позицию в отношении Российской Федерации и Украины. Турция не вводила никаких ограничений в отношении физических и юридических лиц Российской Федерации, а также их активов на своей территории, объявив при этом нейтралитет и выразив осуждение в адрес как НАТО и ЕС, так и Российской Федерации.

При этом географическое положение Турции в текущей ситуации повышает ее транзитный потенциал. Прежде всего, это связано с тем, что европейские порты (Роттердам, Гамбург и т.д.) закрыты (ограничены к использованию) для товаров, направляющихся в Российскую Федерацию из третьих стран (Южная Америка, Африка, Азия). В качестве альтернативы им могут выступить порты Турции, в частности Амбарлы, Халкалы (Стамбул), Коджаэли (Мраморное море), Мерсин (Средиземное море), где налажена перевалка грузов с трансатлантических судов водоизмещением 150-200 тыс. тонн на суда более мелкого тоннажа, которые могут быть приняты российскими черноморскими портами.

В связи с ограничением к перемещению товаров через страны ЕС всеми видами транспорта, Турция приобретает особое значение в качестве транзитного хаба. При этом уже на данном этапе поступает информация о том, что перед пунктами пропуска из Грузии в Российскую Федерацию скопились очереди из грузовых транспортных средств длиной до 30 км. В этой связи представляется, что Турецкой Республикой будут в большем количестве использоваться морские суда, в том числе паромы типа Rо-Rо, что приведет к дополнительной нагрузке на инфраструктуру в черноморских портах России.

Также нагрузка на порты Азово-Черноморского бассейна возрастет в связи ограничением работы крупных портов на севере Европы, откуда ранее товары направлялись в регион деятельности СЗТУ.

Анализ поступающей информации позволяет сделать выводы о том, что складывающаяся ситуация несет определенные риски.

В условиях, когда товары, произведенные в недружественных странах (прежде всего ЕС), официально не поставляются в Российскую Федерацию, возникает риск их попадания на российский рынок через Турцию. Имеются отдельные сведения, подлежащие дополнительной проверке, о том, что схема доставки товаров может выглядеть следующим образом. Так, товары будут закупаться в странах ЕС и доставляться в Турцию. После выпуска их в свободное обращение на территории Турции будет осуществлена их переадресация с перегрузом на другое транспортное средство в страны ЕАЭС (Киргизия и Казахстан), где будет осуществляться их декларирование. При этом возможно смешение товаров, происходящих с территории ЕС с турецкими, а в товаросопроводительных документах в качестве страны происхождения товаров будет указана Турция. Фактически транзитные транспортные средства будут оставаться на территории России, а в таможенных органах Киргизии и Казахстана будет осуществляться только документальное закрытие доставки.

1 апреля 2022 г. в Анкаре представители таможенной службы Российской Федерации в Турецкой Республике приняли участие в российско-турецких переговорах, посвященных наращиванию торгово-экономического сотрудничества между странами (в том числе организации Rо-Rо линий между российскими и турецкими портами на Черноморском побережье).

В ходе переговоров турецкой стороной обращалось особое внимание на важность решения вопросов транспортного сообщения во внешней торговле России и Турции. Отмечалось, что до введения западных санкций в отношении России, 70% перевозок автомобильным транспортом из Турции в Россию осуществлялось транзитом через территорию Украины.

Участники переговоров согласились с тем, что в силу сложившихся обстоятельств вопросы организации морских перевозок приобретают особую актуальность.

Турецкой стороной высказано пожелание организации «синего коридора» по Черному морю для доставки турецких товаров в российские порты Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Адлер и Сочи. Отмечалась важность использования морских судов для перевозки не только прицепов, а в основном полного состава автомобильного транспортного средства (тягач + прицеп) в целях открытия таможенной процедуры таможенного транзита с направлением автотранспортных средств в места совершения таможенных операций, расположенных в московском регионе. Турецкой стороной обращалось внимание на значительные очереди в МАПП на российско-грузинской и российско-азербайджанской границе, выражалась надежда на увеличение грузопотока через указанные МАПП после завершения их реконструкции.

Представителем Минтранса Турции заявлено о проблемах при получении от российской стороны разрешений на международные автомобильные перевозки, сокращение количества выданных разрешений в текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отдельно подчеркивалось пожелание дальнейшего развития порта Кавказ для приема до 300 грузовых автомобилей, т.к. в настоящее время данный порт принимает только малотоннажные суда ввиду малой глубины порта Кавказ. Также обращено внимание на длительность совершения таможенных операций в порту Кавказ, а также на отсутствие возможности помещения товаров, перемещаемых через порт Кавказ, под таможенную процедуру таможенного транзита с применением книжки МДП, что приводит к дополнительным издержкам турецких перевозчиков в сумме 350 долларов США на каждое транспортное средство. Турецкой стороной отмечалась длительность простоя морских судов в ожидании «военного контроля» России на входе в Керченский пролив.

Также Турция заинтересована в использовании портов Новороссийск и Туапсе для судов типа Rо-Rо. Минтранс России заявил о готовности порта Темрюк к приему судов типа Rо-Rо уже в настоящее время и на возможность приема судов указанной категории в порту Новороссийск в ближайшем будущем после проведения ряда мероприятий по обустройству данного морского порта.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД