С 30 марта 2022 года Правительство РФ ввело временную меру (ПП РФ от 29.03.22г. №505), аналогичную действовавшим в 2020-2021 годах, которая позволяет федеральным заказчикам устанавливать в контрактах условие об авансе в увеличенном размере. Так, если средства на финансовое обеспечение контракта подлежат казначейскому сопровождению, авансовые платежи устанавливаются в размере от 50% до 90% суммы контракта, без казначейского сопровождения можно предусмотреть аванс в размере до 50% цены контракта. Авансирование должно "вписываться" в объем доведенных лимитов.
Вообще включить условие об авансировании в контракт любой заказчик по №44-ФЗ может не позднее, чем за 1 раб. день до даты окончания срока подачи заявок в тендере внесением изменения в опубликованное извещение (см. ч.4 ст.42 №44-ФЗ), с соответствующим продлением срока окончания подачи заявок.
Нюансы:
1) Предусматривать аванс или нет – решать заказчику. Это его право (косвенно подтверждается рядом статей №44-ФЗ, например, п.10 ч.1 ст.42 или ч.2 ст.96),
2) Могут предусмотреть увеличенные авансы, а также по допсоглашению увеличить размер первоначального аванса только федеральные заказчики, а также заказчики тех регионов, где в рамках п.5 ПП РФ №505 выпущены свои нормативные акты. Судя по информации из ГАРАНТа это около 28 регионов на данный момент (19.05.22г),
3) Из вышеперечисленных заказчиков никто не может допсоглашением в текущий контракт включить условие об авансировании, если ранее об авансе не шло и речи (так как ч.1 ст.95 №44-ФЗ не содержит в себе исключений на изменение условий авансирования, а специальная норма п.4 ПП РФ №505 дает лишь право федералам на основании ч. 65.1 ст.112 №44-ФЗ увеличить уже предусмотренный до этого аванс).
4) По форс-мажору в рамках ч.65.1 ст.112 №44-ФЗ включить в контракт условие об авансировании также заказчику не дадут, так как независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта в связи с санкциями, на данный момент, признают редко, а скачки курса валюты не являются обстоятельствами непреодолимой силы (см. п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14).
5) В соответствии с ч. 13 ст. 37 №44-ФЗ не допускается выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, в отношении которого применены антидемпинговые меры, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 37 №44-ФЗ.
6) По мнению Минфина, требование об ограничении размеров авансов распространяется на все контракты (договоры), заключаемые автономными и бюджетными учреждениями, вне зависимости от источника их финансового обеспечения (за счет средств субсидии или за счет средств от приносящей доход деятельности) (см. письмо от 15.03.2018 N 09-01-09/16085). Общие ограничения по установлению аванса и его размеру для бюджетных учреждений устанавливаются в ПП РФ от 9.12.17г. №1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета".
На каком этапе заказчик может включить аванс в контракт?
2 минуты
3 прочтения
26 мая 2022