Как завершила карьеру великая балерина?
Легко можно найти ответ: это было 29 декабря 1960 г., когда она выступила в балете «Шопениана». Так сообщают нам различного рода тексты о ней в Интернете, тут же можно встретить и обобщение, что, мол, вот как символично – начала она карьеру этим балетом – им же через много лет и завершила. Вроде бы все так – но не очень так! Как всегда, покопаемся.
В мае – июне и раньше, и сейчас в хореографических училищах проходили выпускные спектакли. В 1928 г. выпускной в Ленинградском хореографическом техникуме (каковым он тогда стал, из-за чего выпуск, где училась Уланова, проучился на год дольше) был 16 мая. В первом отделении был одноактный балет Михаила Фокина, взгляд его на романтизм – «Шопениана». Галя Уланова исполнила в нем вальс и мазурку. Второе отделение было концертным. В нем Галя исполнила с партнером па-де-де из балета «Щелкунчик» в хореографии Льва Иванова.
Сценическая ее карьера как солистки ГАТОБа (Мариинского театра) началась в октябре того же года, и с другой партии – принцессы Флорины в «Спящей красавице».
Эх, вот так вот – говорить про начало карьеры, и сразу перепрыгнуть на конец придется… в соответствии с моим замыслом.
С 1944 г. Галина Сергеевна Уланова – балерина московского Большого театра. Ей пришлось оставить любимый родной Ленинград и жить в Москве. С 1952 г. она жила в знаменитом высотном доме на Котельнической набережной. Месяц назад я была в Москве, и совершенно случайно (гуляя просто где попало) состоялась моя встреча с улановскими местами. Я восторженно бродила вокруг дома, ища нужную доску, и вот она, на боковом подъезде.
Музей-квартира ее, что в этом доме – он только по записи принимает, да и видео-экскурсии я видела… Но простите за личное лирическое отступление. Продолжим.
С 1948 года (с 38 лет) Уланова была на пенсии и танцевала, как она их называет, разовые спектакли. Но их было много. Танцевала до 50 лет, точнее, почти до 51 – 29 декабря до ее дня рождения оставалось 10 дней. Она очень серьезно подходила к своему творческому долголетию: тщательно отбирала репертуар. Очень любила «Лебединое озеро», чувствовала его, особенно партию Одетты. А вот Одиллия случайно все и испортила. Однажды она ошиблась на 32 фуэте (это было примерно в 1949 году или чуть позже). Да-да, Уланова обладала виртуозной техникой, и это был чуть ли не первый случай. После чего самокритичная балерина, уже вышедшая на пенсию, запретила себе его танцевать и отказалась от одного из самых любимых своих балетов. Она не могла позволить себе дать слабину и исполнять не так, как поставлено, заменить какими-нибудь турами по кругу.
Фильм «Мастера русского балета» был записан, когда Уланова «Лебединое озеро» уже не танцевала в театре. И здесь она только Одетта.
В Большом театре репертуар Улановой был не особо велик. Скорее даже мал. После брошенного «Лебединого» от классики осталась только «Жизель» и «Шопениана». Конечно, были две ее этапные роли в советских балетах – Мария («Бахчисарайский фонтан» Р. Захарова) и Джульетта («Ромео и Джульетта» Л. Лавровского). Партии в новых балетах, поставленных в Большом театре после 1945 года: «Золушка», чья музыка Прокофьевым написана для нее и посвящена ей (но премьеру она не танцевала, бывает и так), «Медный всадник» (оба – Захарова), «Красный мак» Лавровского. Последняя ее новая роль была в провалившейся постановке, сказать там было нечего – это был «Сказ о каменном цветке» Лавровского, так что Катериной Уланова была только 5 раз, в 1954 г. Если не считать ее, то она вела 7–8 балетов.
Партии у зрелой артистки были очень хорошо продуманы, сделаны и отрепетированы. Партнеры вспоминают, что она не импровизировала, все было отработано тогда уже точно и навсегда. Она была сторонницей высоких темпов исполнения: танцевала очень быстро чтобы зритель за скоростью не заметил огрех, которые могли случиться. Была предельно критична к себе, но ее очень высокий уровень подготовки (педагог – А. Ваганова) и опыта позволял ей продлевать свою творческую карьеру, которую она готова была завершить, если бы поймала себя на том, что уже не вытягивает уровень…
До этого не дошло. Был рядовой декабрь (1960-го), когда Уланова станцевала два «Бахчисарайских фонтана» и три «Шопенианы», 29 декабря – с Николаем Фадеечевым. И вдруг…
Много лет спустя она много чего расскажет театральной журналистке С. Давлекамовой, и о конце карьеры великая скромница скажет так:
– Ваше последнее выступление в Большом театре – 29 декабря 1960 года, «Шопениана». Что вы чувствовали?
– Не помню уже. Я не танцевала его как последний спектакль.
– Да, спектакль не был объявлен как прощальный. Но вы сами знали, что танцуете последний раз?
– Нет, не знала. Это совпало с отъездом труппы на гастроли, у меня спектаклей не было, затем – отпуск. Тогда и подумалось: на следующий сезон можно попробовать не начинать. Так я и сделала. Мне кажется, так легче: не думать, что это – последнее выступление, иначе на протяжении всего спектакля эта мысль не уйдет из головы. По-разному люди устроены. Некоторые считают: обязательно надо сделать прощальный спектакль как особое событие. А для меня – нет. По существу, прощания у меня и не было. Конечно, об уходе думалось давно, надо уходить на достойном уровне, а не тогда, когда уже все потеряно. Помогло и то, что я уже танцевала разовые спектакли, находилась как бы на полпути к уходу… Ну сколько можно танцевать разовые спектакли, будучи на пенсии? Пора заканчивать.
Галина Сергеевна Уланова стала педагогом-репетитором Большого театра, ее первой ученицей стала Екатерина Максимова.
Вот и все. Спасибо за чтение!