С самого старта подкаста мы думали, что нам нужен свой мерч. И одна из наших героинь не только поделилась своей историей предпринимательства в одном из выпусков, но и вдохновила нас на создание собственного принта. А всё потому, что у неё мастерская шелкографии и она учит людей, как в домашних условиях делать вещи с уникальным дизайном, которого больше не будет ни у кого. И благодаря ей мы-таки обзаведёмся своей сувениркой :)
Сегодня знакомим вас с Дарьей Коваленко, творческим предпринимателем и основательницей мастерской шелкографии Aket. Слушайте беседу с ней в выпуске под номером 21 и читайте интервью, в котором Даша рассказала о своём пути бизнес-улитки. Ну, а начнём мы с ликбеза на тему шелкографии. Что это такое – отвечает человек, обучивший этому методу уже не одну сотню людей.
ТЕХНИКА ПЕЧАТИ
Дарья: Шелкография – это такая трафаретная техника печати. В России она больше известна, как промышленная и тиражная разновидность печати, в которой используется много различного профессионального оборудования, химии, красок, и, в общем, в этом мало творческого, но мне посчастливилось узнать о шелкографии с другой стороны.
Как я познакомилась с ней изначально? В детстве у меня была любовь к прикладному искусству, мне было неинтересно просто рисовать на бумаге какие-то открытки, а обязательно нужно было это как-то практично применить: или на футболку, или на кеды, чтобы всё использовалось. С самого детства была в поиске техники нанесения рисунков на ткань (мне нравилось работать именно с тканью). Я перепробовала разное. Сначала просто рисовала кисточкой на футболках, некоторые даже продавала своим друзьям по заказу. Постепенно как-то пыталась совершенствоваться. Применяла линогравюру (тоже есть такая техника): на линолеуме вырезается рисунок, потом уже прикладывается, получается, как отпечаток. Думала даже, может, купить маленький цифровой принтер и печатать на нем ткани, футболки, но это всё было не очень качественно и красиво, и сам процесс, в принципе, не очень интересный. Я познакомилась с шелкографией на каком-то зарубежном сайте для творцов, там девушка рассказывала про такую технику как screen printing – она держала деревянный трафарет с сеткой, и под ним виднелся очень чёткий рисунок, как будто прямо из принтера. Меня настолько впечатлила эта фотография, что я начала копать, что же такое screen printing, как переводить это всё на русский язык, и оказалось, что это шелкография. Раньше у меня с этим словом были ассоциации только с обоями, стеклом и так далее, и в русскоязычном гугле тоже была информация, в основном, про промышленное использование этой техники – станки, визитки, промтекстиль, футболки…
Я начала изучать, что нужно, чтобы начать заниматься этой техникой с супер-минимальными вложениями, своими руками. Оказалось, это очень-очень сложно, как будто до меня очень мало людей интересовалось тем, как сделать это дома. Видимо, сразу разочаровывались и опускали руки после того, что увидели в гугле. Поиски длились у меня месяца 3, я копала и пыталась понять, что же такое мне нужно купить, чтобы начать заниматься шелкографией дома.
Геля: То есть ты можешь заниматься шелкографией дома? Или нужна какая-то маленькая фабрика?
Дарья: Сейчас уже есть своя мастерская, но тогда мне нужна была возможность заниматься этим дома, посидеть вечером на кухне, что-то попечатать, максимально своими руками. И вот мне удалось вычленить и составить такую базу материалов, самый-самый минимум, чтобы начать заниматься шелкографией дома. Это, как оказалось, специальная светочувствительная эмульсия, сетка, на которую эмульсия наносится, и, собственно, из специальных материалов всё. Поехала я в промзону в какой-то рекламный магазин, купила эту эмульсию, сетку, приехала домой, и начала пробовать.
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Геля: Помнишь ли ты первый продукт, сделанный дома? Как он выглядел, что это было?
Дарья: Да, дома у родителей до сих пор лежит этот мешочек, на котором печатала свою иллюстрацию, там был какой-то фонарь туристический и написано «в диких условиях». Я тогда увлекалась туризмом и хотела создать бренд, основанный на любви к путешествиям, природе, горам, и это был первый мешочек. К моему удивлению, у меня всё получилось с первого раза.
Наверное, нужно рассказать про сам метод. Как я и сказала, для занятий шелкографией нужны светочувствительная эмульсия, сетка, деревянная рама (во всяких производственных объединениях используют и алюминий, более профессионально) и шпатель, чтобы прогонять краску. На деревянную раму натягивается сетка, по всему периметру на сетку наносится эмульсия, она светочувствительная и, соответственно, шелкография работает за счет проявления трафарета светом. Когда мы нанесли эмульсию на сетку, её на какое-то время нужно убрать в тёмное место, чтобы вода испарилась, и в дальнейшем мы могли засвечивать наш трафарет под светом. Как, собственно, сделать этот макет, трафарет, изображение, которое мы хотим потом печатать на любой поверхности? Нужно просто напечатать на прозрачной пленке на любом, самом обычном принтере в чёрном цвете. Когда мы достаем уже высохшую раму, кладём сверху на сетку с эмульсией изображение на прозрачной плёнке и сверху включаем свет. Там, где прозрачная плёнка, свет попадает на участки с эмульсией, и она запекается, становится твердой-твёрдой, а там, где чёрное изображение, эмульсия не попадает на участки, и после промывания эмульсия просто смывается и там остаётся вот эта вот сеточка. Трафарет уже готов, его нужно только просушить от воды и просто класть на любую поверхность: ткань, дерево, бумага, пластиковые пакеты, - любая плоская поверхность. Просто кладём готовый трафарет, набираем сверху краску, проходим пару раз шпателем, убираем раму, и всё, изображение перенесено.
Геля: Сколько тебе было лет, когда ты решила этим заниматься, и что тебя сподвигло кроме любви к какому-то прикладному искусству? Может быть, у тебя было художественное образование или ты ходила на какие-то курсы?
Дарья: Образование было: и художественная школа, и факультет дизайна в институте. Но сподвигла просто любовь к практичному искусству. Я помню, тогда у меня всё время были мечты о каком-то своем уютном деле, печати иллюстраций, которые будут продаваться, своя мастерская. И очень мне хотелось к этому приблизиться, что и помогло мне не сдаваться в поисках материалов.
Когда я нашла базовые материалы, дальше было очень много сложностей. Наверное, самым сложным было найти водную краску, которая хорошо ложилась бы на ткань и хорошо стиралась. Обычно в шелкографии используют пластизольные краски, они не сохнут при комнатной температуре, только в печах. На больших производствах это очень удобно, потому что можно не переживать, что они засохнут на трафарете, можно их оставить хоть на месяц и потом продолжить печать, но мне такой вариант не нравился. А все поставщики, к сожалению, предлагали только их, и, чтобы найти водную краску, у меня ушло много времени и денег, потому что я пробовала разные варианты: одни смывались, другие просто растекались. Мне потребовалось, наверное, полгода, чтобы найти ту самую нужную краску, с которой мы работаем до сих пор. Она экологичная, водная, с ней удобно работать дома.
Да, кстати, я до сих пор сталкиваюсь с таким, можно сказать, хейтом, и происходит это в основном на YouTube. Люди с заводским опытом работы с шелкографией, которые использовали много химии, оставляют комментарии: «Зачем вы травите людей?! Шелкографией нельзя заниматься дома, там же химия, растворители, зачем вы показываете это людям?!» Я на это всегда отвечаю, если убрать все те краски, которыми нельзя пользоваться дома, то и необходимость в растворителях отсутствует. Мы работаем с водной краской – просто взяли трафарет, промыли его, и начали печатный процесс. После завершения этого процесса мы опять промыли трафарет и отложили до следующего раза. У нас нет никаких запахов, никакой химии.
Геля: А в личностном плане сталкиваешься ли ты с каким-то хейтом в соцсетях или, наоборот, ощущаешь поддержку?
Дарья: Хейта очень мало в сравнении с поддержкой людей, которые тоже хотят начать заниматься шелкографией дома, поэтому проблемы с критикой у меня нет. Наоборот, я чувствую поддержку и потребность людей, чтобы я им рассказывала о шелкографии в домашних условиях, что они могут сами делать свои принты. Будь ты иллюстратором или хендмейдером, просто печатать принты классного качества и вообще не зависеть от производств и полиграфии, которые могут подвести и стоят много денег.
ПОТРЕБНОСТИ АУДИТОРИИ
Геля: Ты рассказывала, что в начале хотела работать с принтами, связанными тематически с природой, путешествиями. Как менялся твой подход и позиционирование в течение того времени, что ты занимаешься шелкографией?
Дарья: Пришло время подробнее рассказать о моих проектах, потому что мы всё говорим о шелкографии, а шелкография – это просто способ. Когда я начинала этим заниматься, идея в моей голове сидела, что я буду производить красивые, удобные, замечательные, экологичные сумочки со своими иллюстрациями, как раз с любовью к природе. Я так и начала развивать свой, тогда ещё маленький, бренд 3,5 года назад. Я создала страничку в инстаграме*, начала туда добавлять фотографии своих замечательных сумочек, начала рассказывать об экологии, что можно быть экологичным и стильным. Интерес к сумочкам был, но, когда я начала выкладывать, как я их печатаю, стала замечать, что больший интерес вызывал сам процесс печати. Каждый пост с печатью шелкографией на сумочках вызывал огромный отклик, люди просто не понимали, как я это делаю, спрашивали, что это такое: «Как ты это напечатала?!», «Расскажи нам», «Покажи нам»! Тогда я начала больше об этом рассказывать, но всё ещё не теряла надежды, что и сумочки мои будут людям нужны. Но людей больше заинтересовал процесс, потому что они такого раньше не видели, это было что-то новое. Как я сейчас думаю, они перекладывали это на свои маленькие проекты, на свои мечты, что они тоже могут взять и дома что-то напечатать.
Меня очень долго упрашивали провести живой мастер-класс с людьми. Я как-то долго к этому готовилась, но всё-таки провела свой первый мастер-класс на 12 человек, и это оказалось чем-то действительно нужным людям, были очень положительные отзывы. Потом они начали просить наборы для шелкографии. Ведь чтобы добыть материалы у нас в России, нужно очень сильно запариться, иметь много времени…
Геля: Люди тоже хотели что-то делать дома, и ты была для них таким ментором, инструктором?
Дарья: Да, я шла от потребности людей. Поняла, что они не готовы платить за сумочки 600 рублей, но готовы платить 3000 за набор для шелкографии, потому что в этом люди видели больше ценности. Нужно было лишь прислушаться к людям, понять, что они хотят, и просто давать им это. Так у меня появился один маленький бренд – это наборы для творческой шелкографии, мастер-классы с упором, что это можно сделать в домашних условиях, с минимумом инструментов, просто с помощью моего гайда.
Идея с сумочками не пропала, она теплилась… Я выкладывала сумочки со своими разными иллюстрациями, и мне как-то написал один крупный российский бренд, что им нравятся мои иллюстрации, и они хотят добавить свой логотип и напечатать 100 сумок. Для меня тогда это был шок, потому что я не понимала, где и как их отшивать, сколько это будет стоить… Но я согласилась, а потом уже начала думать, где и как их произвести. С этого начался мой другой бренд – это производство сумочек, мешочков и косметичек для брендов. То есть моя идея переросла в B2B сегмент. Тот бренд получил свои сумки, они написали отзыв, что всё очень понравилось, и маленькие бренды, которые за ним следили, поняли, что им тоже это надо. Постепенно мне начали поступать заказы на изготовление таких вот мешочков, сумочек. Преимущественно это были бренды, заточенные на экологичность.
Геля: С чего и ты начинала... Ценности ваши совпали.
Дарья: Да, всё это развивалось в рамках ценностей и тех занятий, которые мне нравятся.
Геля: Можешь ли вспомнить самый интересный, необычный заказ, который тебе очень запомнился с хорошей, яркой стороны?
Дарья: Наверное, какого-то одного самого необычного не было, все заказы такие любимые, особенно постоянных с тех самых пор, когда я еще на кухне печатала эти мешочки. Например, тогда я им делала 500 мешочков, а сейчас мы производим 9000, то есть, мы вместе растем.
Геля: Когда объёмы у тебя растут, ты работаешь одна, или у тебя уже есть своя команда? Начинала ты дома, а что делаешь сейчас?
Дарья: Да, начинала я дома. С моим молодым человеком сделали мне печатный стол из стеллажа из Икеи и фанеры. Когда уже были заказы даже на 1000 мешочков, я всё ещё печатала их дома, на кухне, за этим импровизированным столом. Сейчас у нас есть мастерская, есть печатник, менеджер, который общается с заказчиками, SMM-менеджер, который ведёт инстаграм*. Вот такая небольшая команда.
Геля: А как ты набирала её, как искала людей?
Дарья: В этом плане очень удобно иметь блог, когда ты просто выкладываешь историю, что нужен такой-то человек в команду, и тебе пишут люди, которые уже знают про твое дело, понимают твои ценности, имеют понимание бренда, и они действительно хотят работать. Всех своих сотрудников я нашла через личный блог в инстаграме*, это очень удобная площадка, которая сразу отсеивает лишних.
ПЕРЕЕЗД В ПИТЕР
Геля: А случалось ли у тебя выгорание, когда ты понимала, что устаешь от работы, и думала, что стоит всё бросить? В общем, расскажи, были ли сложные моменты, и что ты делала, когда они случались?
Дарья: Случалось, конечно. Начинала я всё это делать в Омске, потом, 2 года назад, мы с молодым человеком переехали в Питер. Здесь пришлось заново искать производство. Это был такой тяжёлый период, когда ты один ездишь по городу, никого не знаешь, приезжаешь на всякие производства в очень отдаленных местах, показываешь им свои мешочки, просишь сделать так же, а там все эти тёти и дяди, которые говорят: «Это мы не будем делать, это нам невыгодно, а это будет стоить столько-то миллионов денег». Очень сложно было без каких-либо связей понять, что делать, куда идти. Первое время в Питере оказалось очень тяжёлым, чувствовала себя чужой, что ничего не получится, нужно идти работать дизайнером, сидеть за компьютером в тепле и не париться. Но по чуть-чуть, методом проб и ошибок, отсеивая одно производство за другим, мы нашли наше производство. Да, печать у нас происходит в мастерской, а отшив полностью на аутсорсе, потому что содержать швейный цех требует больших финансовых и временных затрат.
Геля: Здорово, что ты не бросила. А расскажи с точки зрения предпринимателя, чего в бизнесе и конкретно в твоем сегменте, в шелкографии, делать не нужно?
Дарья: Покупать сразу какое-то дорогостоящее оборудование. У меня была одна такая ошибка, когда я долго не могла найти водную краску. Подумала: «Ай, ладно, буду печатать пластизолью». И заказала на Авито какую-то супергигантскую сушку, которая занимала весь балкон. Одна только её доставка стоила 7 или 8 тысяч рублей, и она совершенно не работала, я не понимала, как ей пользоваться, и потом я перепродала её на Авито.
Вообще, я начала заниматься, имея всего две тысячи на эмульсию, сетку. По чуть-чуть, убеждаясь, что точно подойдет и облегчит нам жизнь, мы постепенно наращивали наше оборудование. Не стоит вкидывать сразу много денег, не протестировав гипотезу о том, что оборудование действительно нужно, и оно оправдает или хотя бы окупит себя.
Геля: Сейчас мы можем опровергнуть тезис, что в бизнес обязательно нужно вложить очень много денег, чтобы он заработал?
Дарья: Как показывает мой опыт, необязательно. Думаю, мне было бы даже страшнее, если бы кто-то дал три года назад миллион рублей – и вот, делай бизнес. Думаю, что у меня тогда не получилось бы как-то удачно потратить этот миллион, потому что это огромная ответственность – понять, куда распределить эти деньги, чтобы они действительно работали, и цена ошибки здесь большая, нежели, когда ты по чуть-чуть пробуешь.
В общем, конечно, когда у тебя есть какие-то супер-знания в бизнесе, и ты точно уверен, что сможешь вложить деньги правильно, то, наверное, твой бизнес будет расти и развиваться быстрее, но у меня был такой путь бизнес-улитки :)
Геля: А были какие-то инвесторы, спонсоры, которые хотели вложиться в твой бизнес, но ты понимала, что потеряешь в нем определенную долю?
Дарья: Моими первыми почти инвесторами были мои начальники, когда я ещё работала в Омске в IT-фирме дизайнером интерфейсов. Уже тогда увлекалась шелкографией, вела блог, и три моих начальника тоже этим заинтересовались, предлагали помочь, вложить денег, купить какие-нибудь станки, чтобы все это развивалось быстрее… Но как-то я с опаской к этому отнеслась, потому что действительно не представляла, что у меня будет прямо бизнес-бизнес. Хотя мечта о маленькой мастерской, с любовью к делу, уже тогда во мне сидела. Но я понимала, что весь смысл как будто теряется, потеряется вся приятность процесса, когда я буду ответственна за результаты своего же любимого дела. Что-то кому-то доказывать, показывать, отчитываться – мне не очень нравилась эта идея…
ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Геля: У тебя в инстаграме* я видела очень необычный пост о том, как ты работаешь с отбеливателем. Это какой-то новый метод шелкографии или что это?
Дарья: Сейчас в своем блоге я пытаюсь показывать много творческих экспериментов, чтобы продемонстрировать людям, на что способна шелкография, какие у нее возможности. Например, вместо краски взяла Domestos, провела им по изображению на чёрной футболке, ткань стала выцветать, а изображение проявляться. Я ещё напечатала изображение «просыпающегося» утреннего солнца, и это произвело на людей сильное впечатление. Я поняла, что мне нравится самой что-то придумывать, удивлять и получать потом обратную связь.
Самый главный мой эксперимент – это, наверное, напечатали напольную плитку в своей мастерской с помощью шелкографии. Это уже стало нашей своеобразной визитной карточкой. Когда мы заехали в новую мастерскую, там было огромное окно, белые стены, всё классно, но на полу «туалетная» серая плитка. Что-то делать с ней на 40м2 было бы очень дорого. Придумала сделать несколько трафаретов по размеру одной плиточки, что-то из серии черно-белых итальянских орнаментов, и просто напечатать на плитке шелкографией. В успех почти не верилось, но просто хотелось попробовать. Мы полностью загрунтовали белой краской пол и начали потихонечку пропечатывать каждую плитку, и через полдня (6 часов мы все это печатали) я подумала: «Ага, всё-таки получилось!» Потом мы просто покрыли это на несколько слоёв лаком, и теперь у нас на полу есть такая плитка.
Геля: То есть с помощью шелкографии можно заниматься даже дизайном интерьера.
Дарья: Да, тут возможности неограниченны, можно делать всё, что угодно, ещё впереди много разных экспериментов.
Над текстовой версией работали:
- Виктория Ащук - редактура
- Софья Бочарова - расшифровка
*Является продуктом компании Meta, которая признана экстремистской организацией на территории РФ