Привет! Район станции метро "Владимирская" очень облюбован экскурсоводами. Здесь располагается большое количество бывших доходных домов с доступными к посещению парадными.
Здесь образовался так называемый классический маршрут, который можно без труда посетить с любой экскурсионной группой совершенно бесплатно.
Первая точка такого маршрута - дом под номером 6 в Кузнечном переулке.
Это особняк подпоручика Василия Семёновича Каншина. Сегодня мы кратко изучим историю этого дома.
Как всегда начинаем наше знакомство с домом с осмотра его фасада. Дом 3-х этажный, на высоком цоколе, с фасадом, решённым в стиле "Эклектики".
В цокольном этаже вероятно располагались склады или торговые помещения, так как после 1824 года в полуподвальных помещения жить было запрещено. На уровне первого этажа в левой части дома расположились воротная арка и парадный вход.
Фасад первого этажа рустован и покрыт шероховатой штукатуркой "под грубый камень". В правой части здания расположилось ещё одно помещение с отдельным входом, предназначенное для торговли или размещения конторы.
Сегодня дверное заполнение единственного парадного входа устроено современное. Двери деревянные, глухие, филенчатые. В верхней их части устроен световой проём.
При устройстве современных дверей было нарушено их историческое расположение. На улицу проглядывают исторические мраморные полы.
Так выглядели входные двери ещё в 2009 году на Яндекс-картах.
И на Гугл-картах.
Перейдём к осмотру фасада второго этажа. Это самый богатый этаж особняка. В его апартаментах принимали и развлекали гостей. Площадь фасада здесь рустована. Высокие окна оформлены наличниками. Над окнами формы неправильной арки устроены полуциркульные сандрики с лепными украшениями внутри.
Декор под сандриком - рокайльная раковина с фруктовыми фестонами по бокам. В левой части второго этажа оконные проёмы заполнены столярными рамами, вероятно оригинальными. Но какие же лёгкие подоконники, да?
В центре фасада второго этажа архитектор разместил балкон. Его ограждение кованное, сохранившееся надеюсь оригинальным. Вряд ли в советское время стали бы изготавливать такие ажурные украшения.
На третьем этаже располагались жилые помещения семейства Каншиных. Кто из представителей семейства проживал здесь - неизвестно.
Полуциркульный фронтон, декорированный шестью консолями довольно пластичен. Под ним устроен ещё один балкон с такими же, как и на втором этаже балконом.
Опять же под сандриком спрятались украшения с флоральными мотивами.
Площадь фасада третьего этажа оформлена гладкой штукатуркой, а окна оформлены широкими наличниками.
Осмотрев фасад дома, давайте пройдём во внутренний двор дома.
Вон какая длинная проездная арка.
А это внутренний двор и дворовый флигели. На первом этаже когда-то располагались ворота конюшен и каретных сараев.
В этом флигеле до революции были устроены спальные комнаты, столовые и прочие.
Пройдём в следующую арку, ведущую во второй двор.
Да, ничего интересного здесь нет, но главное - показать!
Общий вид на второй двор со стороны соседнего здания.
Возвращаемся обратно в первый двор особняка.
Давайте заглянем на чёрную лестницу и осмотрим её.
Входной тамбур служебного входа.
Гляньте, как вытоптана дореволюционная каменная плитка. Сколько же здесь проживало людей и что за траффик здесь был?
В общем, ничего интересного здесь конечно же нет. Двери справа ведут в кухни, двери слева в квартиры для прислуги. Двери по центру видимо советского времени ведут также в квартиры.
Видимо двери слева на межэтажных площадках ведут в кладовки или в туалеты.
Конечно же напольная плитка на полах моет быть датирована концом 19-го - началом 20-го веков.
Смотрю, что даже блогер Илья Варламов https://zen.yandex.ru/varlamov здесь бывал.
Наскальное творчество и здесь есть.
Идём дальше.
Двери в квартирах полуторные, очень удобные для вноса и выноса мебели.
Ок. Осмотрев служебную, тире чёрную лестницу, выходим на улицу.
перед тем как заглянуть на главную лестницу, давайте изучим историю участка.
На плане Санкт-Петербурга на 1753 год на участке построены две большие постройки. Фасадный дом уже на месте. Отдельно, за постройками указан огород.
Спустя 55 лет, на Сенатском плане Санкт-Петербурга представленные на участке постройки имеют другой форм-фактор.
В 1809 году участком владеет надворная советница по фамилии Покоева.
В это время в её доме проживает лекарь Медико-филантропического комитета Давыд Иванович Мейер.
В 1822 году дом находится в собственности титулярной советницы Татьяны Савельевны Бельской.
На плане города 1828 года главный дом смещён в правую сторону. На заднем плане всё ещё размещается огород-сад.
Участок ближе.
Интересующий нас уже отставной коллежский регистратор Василий Семёнович Каншин в 1837 году проживает ещё не в Кузнечной слободке, а в 10-ой роте Лейб-гвардии Измайловского полка.
А вот в 1849 году он уже приобретёт дом по Кузнечному переулку, прямо за Владимирским собором. Интересующий нас участок ещё находится в собственности титулярной советницы Бельской.
Выдержка из атласа 1849 года. В середине 19-го века дом на нашем участке стоял двухэтажный.
Кто же такой Василий Семёнович Каншин? Каншины - русский дворянский род, восходящий к 17-му веку. В 1706 году за уклонение от службы, записаны в однодворцы. Род Каншиных внесён в I и II части родословных книг Санкт-Петербургской и Рязанской губерний.
Довольно интересная история представлена на сайте https://proza.ru/2017/07/17/560. Всё ли там правда - неизвестно, но много довольно интересной информации о семействе Каншиных.
В дополнение можно почитать, но не принимать как правду эту статью: https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/kanshinskie_baly/
Татьяна Савельевна Бельская будет владеть интересующим нас домом примерно 40 лет.
В справочнике за 1862 год домами с номерами 2, 4 и 6 владеют Каншины.
Вот они - три, стоящие в ряд.
Василий Семёнович в 1865 году станет одним из трёх соучредителей Верхне-Амурской золотопромышленной компании. Один из приисков назывался Васильевским. Вы понимаете, в честь кого, да?
Дом под нынешним номером 6 будет построен через два года после смерти Василия Семёновича архитектором Густавом Мартыновичем Барчем.
Вдова Василия Семёновича Мария Николаевна в конце 1868 года получила разрешение освятить на втором этаже особняка (дом под номером 2) церковь, приписанную к ближайшему Владимирскому собору. В неё на воскресную службу собирались многочисленные дети и внуки.
В купеческой книге за 1866 год Василий Семёнович представлен коллежским регистратором, торгующем чем-то оптом в порту.
Кстати в доме 4 по Кузнечному переулку будет проживать
После смерти отца дом под номером 6 будет принадлежать старшей дочери Василия Семёновича - Юлий Васильевне, вышедшей замуж за военного инженера, генерал-лейтенанта, учёного фортификатора, профессора Аркадия Захаровича Теляковского.
Портрет Юлии Васильевны Теляковской, в девичестве Каншиной.
Аркадий Захарович Теляковский.
В следующих адресных книгах Юлия Васильевна представляется как вдова генерала-лейтенанта.
Юлия Васильевна спустя 29 лет владения домом, в 1897 году продаст его 28-ми летнему коллежскому советнику в звании камер-юнкера императора Павлу Павловичу Лихачёву.
В 1916 году камер-юнкер Лихачёв продаст участок купцу 1-ой гильдии Израилю Боруховичу Прену, провладеющему домом до самой революции.
А вот и выдержка из купеческой книги за 1916 года подоспела.
Ну а сейчас пора заглянуть в парадную. Впрочем, если вы живёте в Петербурге, то сможете заглянуть сюда самостоятельно. Двери парадной открыты каждый день.
Ещё несколько лет назад старинный тамбур был уничтожен и вместо него установили входную группу со стеклопакетами.
Вид на металлические двери и старинный тамбур.
Парадный вестибюль потрясающий! Был приведён в порядок в 2013 году.
До 2012 года здесь располагались коммунальные квартиры. Представляете?
Фотографии из сети Интернет, датированные 2012 годом.
На всех четырёх стенах расположены медальоны с милующимися путти.
Полы, оставленные из мраморных плит двух цветов оригинальные.
На ремонт парадного вестибюля в 2013 году было потрачено несколько миллионов рублей.
Стены поделены на панели, в центре которых устроены массивные медальоны.
Медальоны поддерживают витающие в воздухе амуры
Медальон сверху увенчан антропоморфной маской.
В нижней части настенных рам отмечаем льва-августа с раскрытой пастью.
Лестничные ограждения оригинальные, модерновые, но не родные. Они устроены на месте массивных мраморных балясин и перил.
Вид на потолок парадного вестибюля.
Сегодня помещение первого этажа занимает веганское кафе. Если заглянете внутрь, обратите внимание на потолок. Деревянные перекрытия в доме.
А так выглядел вход в будущее кафе в 2013 году.
Осмотревшись здесь, поднимемся на верхние этажи.
На межэтажной площадке прячется ещё одно помещение.
Лестница ведущая наверх разноуровневая, каменная.
Сохранились даже кольца для ковровых дорожек.
Парадная лестница хорошо освещена.
На площадке второго этажа гостей встречает двухъярусный камин.
Камин обрамлён стеновой рамой.
Наверху стеновой рамы над камином расположился карту. Да и вообще верхняя часть стенового декора окрашена позолотой. Выглядело бы всё это довольно неплохо.
Внутри рокайльного картуша подвешены за ленту зажжённый огнём факел и колчан со стрелами.
Нижняя часть камина представляет собой открытый очаг, обрамляемый чугунной рамой.
Полы этажных площадок составлены из каменных плит, а не мрамора.
Лестничный марш, ведущий на третий этаж. Здесь убранство уже самое скромное.
Лестничные ограждения чугунные.
Ничего интересного на верхней площадке уже нет. Выходим отсюда.
Теперь настала пора очень кратко познакомиться с декором гостиных комнат второго этажа. Обратите внимание на потолки. Жаль, что не удалось попасть сюда в те времена, когда здание расселялось, чтоб глянуть как выглядели посещения до проведения ремонтных работ.
Комната с выходом на балкон. Сохранившийся декор закрашен. Хорошо, что не сбит.
Угловая трёхъярусная печь с мраморным порталом и бронзовым подрамником спряталась в углу комнаты.
Самая крайняя гостиная, сохранившая в своём составе камин с зеркалом. Зеркало скорее всего современное.
А с этой гостиной в 2019 году случился скандал, так как владельцы здания, кстати неохраняемого государством (представляете, это не ОКН (объект культурного наследия), разрешили изменить её облик. То есть арендаторы закрасили часть настенных росписей, датируемых советским временем.
Так выглядело убранство гостиной, представленной выше.
Кессонированный потолок и живопись. Повсюду.
Выглядит совершенно потрясающе!
Неужели всё это из советских времён, когда в этой комнате жили художники. Кхм!
А ещё очень странно видеть старинные двери, просто так выброшенные на помойку. Даже если учесть, что роспись дверей советского времени.
Как же здорово, что активисты успели перехватить эти распиленные двери и позже передать в Петербургский центр культурного наследия имени академика Бориса Борисович Пиотровского на Захарьевской улице, д. 14.
Категорически странно, что дом, построенный в 1870-ом году до сих пор не взят под охрану государства и местные владельцы творят, что хотят с этим поистине уникальным зданием.
А ещё как и в доме Александра Васильевича Дехтеринского на Загородном проспекте, о котором я делал пост совсем недавно, здесь в 1991 году снимали один из эпизодов дебютного фильма режиссёра Алексея Октябриновича Балабанова "Счастливые дни".
Вы только гляньте, какой молодой и худющий Виктор Иванович Сухоруков сбегает по известной нам лестнице. Уникальный фильм.
Вот такая на первый взгляд простая история дома, но настолько же уникальная, как и истории остальных петербургских зданий. Для меня этот простой розыск каждый раз как первый. Всегда затаив дыхание!
Ну всё! Мы закончили! Очень Вас благодарю!
Друзья, если вы желаете поддержать мой канал, то я буду Вам очень признателен.
Я всё ещё коплю деньги на компьютер, чтобы монтировать видеоролики.
Для меня важен любой рубль. Мой номер телефона 89119293099 привязан к картам банков "Сбер", "Тинькоф" и "Альфа."
Помимо добровольного пожертвования я предлагаю Вам приобрести один из моих постеров, посвящённых среде Петербурга:
Ну а пока я буду и дальше создавать посты-исследования здесь, в ставшем мной любимым Дзене!
До новой встречи, Друзья!