Если раньше Япония была знаменита своим высоким эстетическим вкусом с глубоким символизмом, сквозящим практически везде - от кимоно до чайной церемонии, то сегодня Япония славится своими странностями. В этой статье вы найдёте некоторые примеры того, чем своё общество волнуют японцы.
Гяру
Нынешние гяру заслужили прозвища "заставляющие родителей плакать" и "дегенеративные школьницы" за нарушение традиционных для японок табу и увлечение западными ценностями. Они выделяются легкомысленным поведением, позитивным мышлением, любовью к яркой модной одежде, особыми представлениями об идеалах красоты.
Сиронури
В отличие от гангуро, которые стараются сделать своё лицо как можно темнее, представители сиронури, наоборот, пользуются белилами. Дословно название субкультуры переводится как «раскрашенный белым» (сирой – белый, нуру – красить). Сиронури – одна из наименее распространённых субкультур в Японии. Её представители стараются быть похожими на привидений из классического японского фольклора или просто привлекательных монстров.
Кигурумин
Это позитивные ребята, которые наряжаются животными или персонажами своих любимых мультфильмов, и радуют окружающих, разгуливая в таком виде по улице. Слово «кигуруми» (название их костюмов) происходит от сочетания глагола 着る киру «носить» и ぬいぐるみ нуигуруми «мягкая игрушка». Окончание «мин» (民) обозначает «народ». То есть кигурумин – это люди, которые носят кигуруми. Первые представители субкультуры появились в 2003 году. Существует и отдельная разновидность аниме кигуруми.
Дзэнтай
Полное название субкультуры звучит как 全身タイツ дзэнсин тайцу, то есть «обтягивающий всё тело». Дзэнтай одеваются в свои цветные обтягивающие костюмы и выходят в таком виде гулять и шокировать общественность. Это крайне немногочисленная субкультура, представители которой чувствуют себя абсолютно защищёнными среди толпы, скрыв от окружающих всё, что может выдавать их личность.
Лолита
Это субкультура, представители которой одеваются в стиле Викторианской эпохи и рококо. Существует несколько разновидностей:
«Сладкая Лолита» (甘ロリ амарори)
Появились из эпохи Рококо и викторианской эпохи Короля Эдуарда. Основное внимание сосредоточено на детском аспекте Лолиты и «сладком» детстве. Основа внешнего вида сладкой лолиты — яркие, жизнерадостные «конфетные» цвета.
«Готическая Лолита» (ゴスロリ госурори)
Представляет собой сочетание готической моды и моды Лолита. Характеризуется мрачным макияжем и одеждой.
«Лолита-принцесса» (姫ロリ химэрори)
Химэ или лолита-принцесса — стиль в моде лолит, акцентирующий внимание на аристократической или «королевской» стилистике.
«Классическая Лолита» (クラシカル系ロリータ курасикару-кэй рори:та)
Является более зрелым примером Лолиты, которая сосредотачивается на барокко и рококо стилях. Это нечто среднее между готическим и сладким стилями. Основная его черта, это приглашённые тона и естественность.
«Лолита-панк» (ロリータパンク рори:та панку)
Панк Лолита добавляет элементы панк-моды в стиль Лолита. Так панк-лолита соединяет элегантную стилистику лолит с агрессивной стилистикой панка.
«Гуро Лолита»
Лолита, отыгрывающая образ «сломанной куклы» или «невинной жертвы» с помощью таких элементов, как поддельная кровь, бинты и т. д., для создания видимости разнообразных травм. Гуро Лолита — влияние эрогуро на моду лолит.
«Традиционно японская Лолита» (和ロリ варори)
Лолита - Кодона/Оджи и Денди
Если я скажу вам, представьте себе как может выглядеть Принц из сказки Сент-Экзюпери, уверена что перед вашими глазами предстанет образ мужского стиля Лолит - Кодона или как его следует называть правильно Оджи.
В целом произошла какая то путаница, уж не знаю кто в этом виноват, да только в Японии такой стиль как Кодона знают немногие, большинство "откликается" на Оджи. Весьма странно, поскольку название очень японское это своего рода игра слов ребёнок+взрослый (кодомо+отона). Оджи (Ouji) в переводе означает "принц", иногда добавляют Оджи-Лоли, как бы подчеркивая - Принц Лолиты.
Как бы странно это не прозвучало, но стиль этот универсальный, в том смысле, что девушки с удовольствием его на себя примеряют, а вот парни с большей охотой отдают предпочтение стилю Денди или Элегантному Аристократу. Возможно это потому, что стиль этот более детский, наивный... по своему женственный.
Если с первым стилем всё более менее ясно, то второй мужской стиль Денди весьма неоднозначен, хотя бы потому, что многие и вовсе не считают его причастным к Лолитам. Тем не менее, раз уж его вспоминают в журнале Gothic and Lolita Bible, то его стоит рассмотреть в этой серии рассказов. Стиль Денди выбирают уже "подросшие" Кодона (Оджи), основным отличием в нём является нормальная длина брюк. Стиль более взрослый, уже нет рюшей и бантиков и тем более игрушек. Все четко и лаконично, часто это "реплики" исторических костюмов Викторианской эпохи дополненные нужными аксессуарами. Продажи предметов гардероба Денди в специализирующихся магазинах для Лолит можно считать ещё одной галочкой за принадлежность его к Лолитам.
Такенокозоку
Стиль Такенокозоку появился ещё в 1960-1970 гг. и быстро стал популярен среди модной молодёжи Харадзюку. Такенокозоку стал настолько распространён, что даже появился магазин (а теперь сеть магазинов) «Такеноко», в котором продаётся одежда только этого стиля. Представители Такенокозоку-стиля часто собирались компаниями и устраивали уличные «джэмы» и танцевальные баттлы под популярную музыку того времени.
Главные черты Такенокозоку — аксессуары неоновых оттенков, состоящие из бисера и бантиков, а также свистки, которые представители субкультуры всегда носят с собой.
FRUITS (стиль Харадзюку)
Мекка японской моды — район (или «город» как именуют их в Токио) Харадзюку всегда был главным обиталищем всех передовых модников столицы и всей страны. Прежде всего район стал известен, благодаря своему субкультурному течению Харадзюку гарудзу («девушки Харадзюку»). Для этого течения характерны кричащие костюмы, обилие украшений и сочетание несочетаемого. В костюме могут объединяться сразу несколько стилей: от готики и киберпанка до неоновых клубных одежд.
Особенное влияние на субкультуру оказал журнал, который стал выпускать фотограф Сёити Аоки, печатая фотографии модной молодёжи Харадзюку. Аоки провозгласил главной идеей субкультуры FRUITS — отказ от шаблонов внешнего вида и абсолютная свобода в том, как ты одеваешься и проявляешь себя через внешний вид. Поэтому нет ничего странного если кто-то в один день появится в милитаре стиле, а на следующей — в кигуруми Пикачу, ведь настоящий стиль — это проявление своей индивидуальности без оглядки на кого-либо.
Декора
Этот стиль появился после статьи журнала «FRUiTS» 1997 года, в котором известная модель Аки Кобаяси рассказала и показала свой индивидуальный стиль. После этого девушки по всей Японии стали одеваться как можно более уникально и оригинально. Декора не имеет чётких канонов, ведь вся задумка именно в уникальности, но образ должен быть максимально кричащим и эпатажным.
Обычно девушки надевают на себя огромное количество самой яркой бижутерии, заколок, заклёпок, цепочек, пластиковых украшений, выбирают яркие неоновые цвета одежды, надевают неоновые юбки и разноцветные гольфы, выкрашивают волосы во все цвета радуги, привязывают к себе мягкие игрушки и всячески «обвешивают» себя декором, а иногда даже носят марлевые повязки, которые сами и разукрашивают.
Mori Girls
Примерно в 2006-2007 году в Японии родилась субкультура Mori Girl ( – девушка из лесной чащи). По легенде, так один молодой человек отозвался о своей подруге, и вскоре это название замелькало на страницах интернет сообществ, а затем его подхватили модные журналы, сделав трендом. Несмотря на название это уличный стиль одежды, и являет собой смесь нечто среднего между фолком, хиппи, прованс и прочими. Но в отличии от большинства субкультур не протестует против мира, а наоборот – стремиться жить с ним в гармонии.
Визуал Кей
Музыкальный жанр Visual kei возник на базе японского рока в результате смешения его с глэм-роком, металлом и панк-роком в 1980-х годах. "Visual kei" буквально означает "визуальный стиль". Он характеризуется использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов, его последователи зачастую прибегают к андрогинной эстетике.Этот стиль принадлежит исключительно представителям "сильного" пола.
Благодаря поклонникам, visual kei как субкультура смогла обрести и фэшн составляющую. Во внешнем облике музыкантов групп visual kei появились черты "готических лолит".
Босодзоку
Байкерские группировки, наиболее распространённые в 80-е годы. Название субкультуры состоит из слов 暴走 бо:со: «нестись с бешеной скоростью» и 族 дзоку «семья, группа». В прошлом они волновали общественность своими дикими заездами и драками, но сейчас их осталось совсем мало из-за ужесточения правил.
Янки
Субкультура японских хулиганов, которая была популярна в 80х - 90х годах. Их характерными признаками являются прически необычные прически, сбритые брови, видоизменённая школьная форма. Янки, как и гопники любят сидеть на корточках, нюхать клей и курить сигареты. Помимо этого им нравилось гоняться на мотоциклах, драться, воровать, чем они доставляли очень много хлопот полиции и власти. В качестве оружия янки использовали бейсбольные биты, деревянные мечи и дубинки.
Некоторые считают, что в старшем возрасте янки вступают в ряды мафии якудза и становятся настоящими преступниками, но в подавляющем большинстве это просто подростки, которые ищут способ самовыражения.
Изначально таких подростков называли "банкара" (один из переводов с японского - варвары). Затем в 70е их стали называть "цуппари"(вид удара в сумо). В это же время среди хулиганов появилась мода на ношение формы камикадзе, "токкофуку", которая также была довольно популярна среди субкультуры байкеров "босодзоку".
Помимо парней, в таких субкультурах состояли и девушки. В среде янки таких девушек называли "сукебан", они носили разноцветные гольфы, олимпийки, ходили с закатанными рукавами и воровали. Сукебан — настоящие банды девушек, которые сначала собирались для обмена мнениями, а затем стали совершать акты насилия и воровства в магазинах.
Рокабилли
Одна из субкультур Японии которая скажем так по новому родилась, среди всего современного многообразия выделяются они именно своим приверженством к старой моде. Огромные прически в стиле Элвиса, черные кожаные куртки. И естественно мотоциклы, и рок-н-ролл.
Отаку
Слово отаку первоначально означает «ваш дом» (お宅). Считается, что по отношению к людям его начали использовать примерно в конце 80-х – начале 90-х годов, когда Миядзаки Цутому, потерявший связь с реальностью из-за нездоровой любви к аниме и манге, совершал серийные убийства маленьких девочек.
Сейчас это слово уже не несёт такого страшного значения. Отаку – это человек глубоко помешанный на чём-либо (по-русски его бы описали словом «задрот»). Так могут называть как девушек, так и парней. Обычно это слово ассоциируется с ярыми фанатами манги и аниме. Такие отаку обычно собирают фигурки и плакаты, покупают ростовые подушки с персонажами аниме и прочее. Если бы у них был выбор, то предпочли бы жить в мире 2D. Виды отаку:
— Манга-ота: собирают множество томов любимой манги, ходят на конвенты, чтобы достать наброски любимого мангаки, покупают артбуки, пытаются рисовать сами. Живут в полной нищете и одиночестве.
— Аниме-ота: Любители аниме, которые собирают и смотрят аниме. Пока многие люди могут просто наслаждаться просмотром аниме, отаку находятся на совершенно ином уровне и рассматриваются еще более занудными, чем их коллеги по манге. Некоторые люди превращаются в более одержимых определённым аспектом аниме, чем другие, что приводит к другим типам фанатской одержимости.
— Сэйю-ота: имеют чуткий слух и могут распознать любимую сэйю по голосу. Поскольку на Акибе постоянно происходят разные события с участием сэйю, то сэйю-ота проводят больше времени на улице. В нищете и одиночестве.
— Теччан или Тэцудо-ота: делятся на два подвида — поездуны-ездуны (норитецу), любящие кататься на синкасэнах и электричках различных моделей, и поездуны-фотографы (торитецу), благоговейно запечатлевающие объекты своего обожания в полном одиночестве. И нищете.
— Фигуре-ота: как несложно догадаться, собирают фигурки любимых персонажей, которые нужно класть к себе в кровать и изображать, что ты не живешь в полной нищете и одиночестве.
— Вота или Айдору-ота: имеют нестерпимую дрожь в коленках от своих идолов. Полная нищета и одиночество должна русским айдору-вотаку даться особенно легко.
— Косплэй-ота: благодаря возникшему в середине 1990-х интересу к отаку-культуре, косплэй-индустрия пережила настоящий бум, и в результате мы имеем то, что имеем - полную нищету и одиночество.
— Пасокон-отаку: компьютерные задроты.
— Гэйму отаку: так в Японии называют фанатов компьютерных игр. В России таких людей называют геймерами.
— Мэйдо-ота или Мэйдосуки: Таким отаку нравится принцип, лежащий в основе идеи горничных: личная служанка, которая готова беспрекословно подчиняться каждому вашему капризу. Они часто посещают кафе с горничными, где костюмированный персонал воспринимает их как наставников или мастеров своего дела.
— Гунджи-ота: Люди, которые являются либо военными, либо занимаются военными производством, таким как вооружение, специализированные транспортные средства и униформа. Это также относится к тем, кто увлекается гандамом, огромным военизированным роботом из серии Гандам и аналогичными боевыми или военными машинами.
— Рэкидзё: Можно дословно перевести как «историческая (歴) женщина (女)». Это разновидность отаку – девушки, которые одержимы доиндустриальной Японией. В свободное время они посещают древние дворцы, смотрят постановочные самурайские бои и читают книги по истории. Эти девушки пытаются найти себя в ушедших эпохах. Их интересы проявляются и в языке: на своих встречах они могут общаться на древних диалектах. Одно из самых характерных увлечений рэкидзё – отряд синсэнгуми.
Хикикомори
Название 引きこもり хикикомори происходит от слова 引き籠る хикикомору «сидеть дома (взаперти), не выходить». Хикикомори – это не просто необщительный и тихий человек. Это тот, кто максимально отказывается от общества, изолируется в своей комнате и контактирует лишь с родственниками, с которыми живёт в одной квартире. В 2013 году в Осаке даже был зафиксирован случай, когда у мужчины умер пожилой отец, и он, боясь общения с другими людьми, две недели жил с трупом.
Человека можно назвать хикикомори, если он не покидает свой дом более шести месяцев, не имеет никакого заработка и избегает любых контактов с внешним миром.
Также существует понятие ニート ниито (Not in Employment, Education or Training), сходное по смыслу с хикикомири. Считается, что ниито – это люди в возрасте от 15 до 34 лет, которые живут на чужом содержании, не работают, не посещают учёбу и не выполняют домашние обязанности (уборка, готовка и т.п.). Соответственно не каждого хикикомори можно назвать ниито.
Хикикомори – это достаточно пугающий феномен общества. Большинство представителей этой субкультуры – мужчины в возрасте от 35 до 40 лет. Они живут с уже достаточно пожилыми родителями, и с каждым годом повышается вероятность того, что они останутся одни.
Часто люди становятся хикикомори от того, что не находят себе места в обществе. Над ними издевались в школе, их преследовали неудачи, на них давили правила, поэтому они решали просто уйти.