Курс доллара на Московской бирже колеблется в пределах от 67 до 69 рублей, укрепление отечественной валюты продолжается. На этом фоне Bloomberg сообщает: ассоциация трейдеров развивающихся стран рекомендует не использовать для определения курса рубля показатели Московской биржи. Почему так происходит и кто будет придерживаться такой рекомендации, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал экономист Василий Колташов.
Ассоциация трейдеров развивающихся рынков (Trade Association for the Emerging Markets, EMTA) рекомендовала своим членам с 6 июня использовать для определения курса рубля данные WM/Refinitive вместо показателей Московской биржи. Не секрет, что западные эксперты не доверяют московскому курсу, заверяя, что в нынешних условиях доллар должен стоит 180-200 рублей. Фактически EMTA предлагает трейдерам свой валютный курс, который совершенно не имеет отношения к реальности. Это не удивительно. В Ассоциации трейдеров развивающихся рынков числятся крупнейшие банки и финансовые организации США — Bank of America, J.P. Morgan Chase, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Societe Generale и другие.
Рекомендация ориентироваться на американский бенчмарк, а не на московский выглядит предательством собственных идеалов о свободном рынке и курсе. Американцы всегда были проповедниками рынка и все время пытались доказать, что именно рынок должен определять реальную ценность товаров и денег. Сегодня идеи о свободном курсе остались в прошлом — это демонстрируют сами американцы, предлагая ориентироваться на искусственный курс рубля.
«Нам предлагают обращать внимание не на тот курс, которые формируется в результате продажи на российском рынке валютной выручки, а на курс, который предложит американская структура. В данном случае американцам не нравится, что показывает рынок. А он показывает достаточно сильный рубль. Мы уже слышали замечательную речь Джо Байдена о том, что доллар в России стоит 200 рублей. По всей видимости, эти мысли были позаимствованы американским президентом из записки, которую ему подготовили чиновники Белого дома, но в том-то все и дело, что такого курса нет и укрепление рубля является закономерным», — объясняет экономист Василий Колташов в комментарии для «Слово и Дело».
Какой он, настоящий рубль?
Не секрет, что вся глобальная инфляция порождается западными валютами — долларом, фунтом, евро. Нынешнее укрепление рубля является результатом этой глобальной инфляции и идет вслед за повышением мировых цен на продовольствие, нефть, газ, удобрения.
Согласно прогнозу Всемирного банка, цены на нефть в этом году должны вырасти на 50%. Другими словами, средняя цена на нефть в 2022 году должна достигнуть 120 долларов за баррель. Такую цену видели на пиках, но никогда — как постоянную. На 40% должны вырасти цены на продовольственные товары, на 20% — на промышленные товары и на 70% — на удобрения. Последние подорожают феноменально, и как раз Россия является одним из главных экспортеров удобрений в мире. При таком росте на удобрения, едва ли цены на продовольствие останутся в пределах 40% — скорее всего, эти цены удвоятся.
«То продовольствие, которое мы экспортируем, и, может быть, будем продавать за рубли, по итогам года удвоится в цене — это очень возможный сценарий. Разве это значит, что на таких новостях рубль будет падать? Весь наш экспорт дорожает и, соответственно, выручка увеличивается. Курс должен быть другим? Им не нравится тот факт, что на Московской бирже курс гораздо более симпатичный, чем они хотели бы? Они хотели бы иметь обвальный курс рубля, но этого нет. Следовательно, они хотели бы оценивать курс рубля по американскому источнику. Но сама эта альтернатива, само предложение, говорит о бессилии американской политики в давлении на Россию. И, во-вторых, такая оценка рубля свидетельствует о том, что американцы просто не понимают процессы, которые происходят», — считает экономист.
Сколько будет укрепляться рубль?
Василий Колташов подчеркивает, что России выгодно дальнейшее укрепление рубля — и сейчас для этого есть все предпосылки. Положительная динамика изменит статус рубля в международной системе, позволит расширить российский рынок. Экономист подчеркивает, что сегодня пределов для укрепления рубля нет. Темп будет зависеть от темпа роста мировых товарных цен.
«Рубль может укрепиться и до 50 рублей за доллар, если это будет позволено и если этому будут способствовать процессы на мировом рынке. А со временем курс рубля может и вовсе вернуться к докризисному времени — к курсу, который у нас был в первой половине 2008 года», — подчеркивает эксперт.
Таким образом, нынешняя ситуация еще явнее обнажила проблему так называемой рыночной свободы — ее просто нет, это миф, который рушится при малейшем дуновении неблагоприятного для экономики ветра. Опора на рыночный курс никогда не приведет к росту экономики, а из кризиса можно выбраться только при активном участии государства.