Александр Николаевич Островский – первый, кто встречает наших зрителей, спешащих на очередной спектакль. Бронзовая фигура, расположившаяся у главного фасада театра, поражает своим величием, сосредоточенностью и вместе с тем камерностью. В руках писателя небольшая записная книжка и карандаш – кажется, что у нас на глазах рождается новая пьеса.
Идея установить памятник Островскому впервые была высказана сразу после смерти драматурга, в 1886 году, и принадлежала Обществу драматических писателей и оперных композиторов, основанному в своё время при участии Александра Николаевича. Ещё через 13 лет открыли подписку, благодаря которой удалось собрать порядка 50 тысяч рублей. Работу планировалось начать в 1918 году, чтобы успеть к столетию со дня рождения Островского. Однако все планы нарушила Октябрьская революция – с любовью собиравшиеся средства попросту национализировали.
Вопрос об установке памятника снова поднял директор Малого театра Александр Иванович Сумбатов-Южин: в марте 1923 года он обратился в Совнарком и получил положительный ответ; кроме того, правительство выделило необходимые деньги.
Следующим этапом стало создание Юбилейного комитета по чествованию памяти драматурга, который «объявил всероссийский конкурс по сооружению памятника А.Н.Островскому в Москве. Форма памятника — фигура на постаменте. За лучшие проекты объявлены премии: одна в 1000 руб.; две по 750 руб.; три по 500 руб.; четыре по 250 рублей золотом. Адрес комитета: Малый театр» («Известия», 12 апреля, 1923 г.).
Столетие со дня рождения великого драматурга отметили широко и торжественно: «К 11 часам утра на площадь Я.М.Свердлова (быв. Театральная) собрались труппы всех московских театров и также представители художественной литературы и театральных организаций. Труппа Малого вышла из здания театра, неся стяг с надписью «Островскому — Малый театр. Шире дорогу — Любим Торцов идёт!» Открывавший митинг А.В.Луначарский сказал: «Настоящий памятник должен служить тому, чтобы заветы Островского не забывались и из них бил родник новой театральной жизни». На месте будущего памятника установили усечённую гранитную глыбу с надписью: «Место памятника Островскому». Председатель Юбилейного комитета А.И.Южин сказал: «От всей души Малый театр желает, чтобы великая фигура Островского оберегала Малый театр» («Известия», 14 апреля, 1923 г.).
По итогам конкурса жюри отобрало 6 проектов, причём выяснилось, что первая, вторая, третья и шестая премии достались Николаю и Вячеславу Андреевым (остальные две присудили Ивану Ефимову и Анне Голубкиной). В результате было принято решение, что автором памятника станет Николай Андреевич Андреев.
Братья работали вдвоём, по очереди позируя друг другу. Принято считать, что их Островский одет в халат, однако это не так: Андреевы взяли за образец знаменитый портрет драматурга, написанный передвижником Василием Перовым, где Александр Николаевич изображён в домашней шубейке на беличьем меху.
Памятник, ставший такой же неотъемлемой частью культурной Москвы, как и сам Малый театр, был сооружён в 1928 году. Отдадим должное его авторам – скульптору Николаю Андрееву, архитектору Ивану Машкову, мастеру Миглинику, отлившему бронзовый монумент: их творение – один из лучших писательских памятников столицы.
Немного интересных деталей:
- Вес скульптуры составляет более полутора тонн, постамента – около 12.
- Гранит для постамента был закуплен в Финляндии с помощью наркома внешней торговли Леонида Красина, причём у того же владельца каменоломни, который в своё время продал гранит для пьедестала памятника Гоголю, также изваянного Николаем Андреевым.
Открытие, откладывавшееся несколько раз, состоялось 27 мая 1929 года. На торжествах присутствовал весь цвет столичной интеллигенции, а также представители высшей партийной номенклатуры. Не было только двух человек, благодаря которым и появился этот памятник – князь Сумбатов-Южин скончался ещё в 1927 году, а скульптор Андреев болел воспалением лёгких. Среди тех, кто поздравил Николая Андреевича, был и знаменитый дядя Гиляй, историк-москвовед Владимир Гиляровский, написавший: «Островский великолепен».
В справедливости этих слов мы убеждаемся уже более 90 лет.