Найти тему
Малый театр

Великая фигура у фасада театра

Александр Николаевич Островский – первый, кто встречает наших зрителей, спешащих на очередной спектакль. Бронзовая фигура, расположившаяся у главного фасада театра, поражает своим величием, сосредоточенностью и вместе с тем камерностью. В руках писателя небольшая записная книжка и карандаш – кажется, что у нас на глазах рождается новая пьеса.

Идея установить памятник Островскому впервые была высказана сразу после смерти драматурга, в 1886 году, и принадлежала Обществу драматических писателей и оперных композиторов, основанному в своё время при участии Александра Николаевича. Ещё через 13 лет открыли подписку, благодаря которой удалось собрать порядка 50 тысяч рублей. Работу планировалось начать в 1918 году, чтобы успеть к столетию со дня рождения Островского. Однако все планы нарушила Октябрьская революция – с любовью собиравшиеся средства попросту национализировали.

Вопрос об установке памятника снова поднял директор Малого театра Александр Иванович Сумбатов-Южин: в марте 1923 года он обратился в Совнарком и получил положительный ответ; кроме того, правительство выделило необходимые деньги.

Следующим этапом стало создание Юбилейного комитета по чествованию памяти драматурга, который «объявил всероссийский конкурс по сооружению памятника А.Н.Островскому в Москве. Форма памятника — фигура на постаменте. За лучшие проекты объявлены премии: одна в 1000 руб.; две по 750 руб.; три по 500 руб.; четыре по 250 рублей золотом. Адрес комитета: Малый театр» («Известия», 12 апреля, 1923 г.).

Столетие со дня рождения великого драматурга отметили широко и торжественно: «К 11 часам утра на площадь Я.М.Свердлова (быв. Театральная) собрались труппы всех московских театров и также представители художественной литературы и театральных организаций. Труппа Малого вышла из здания театра, неся стяг с надписью «Островскому — Малый театр. Шире дорогу — Любим Торцов идёт!» Открывавший митинг А.В.Луначарский сказал: «Настоящий памятник должен служить тому, чтобы заветы Островского не забывались и из них бил родник новой театральной жизни». На месте будущего памятника установили усечённую гранитную глыбу с надписью: «Место памятника Островскому». Председатель Юбилейного комитета А.И.Южин сказал: «От всей души Малый театр желает, чтобы великая фигура Островского оберегала Малый театр» («Известия», 14 апреля, 1923 г.).

А.А. Яблочкина на открытии памятника А.Н. Островскому, 27 мая 1929 г.
А.А. Яблочкина на открытии памятника А.Н. Островскому, 27 мая 1929 г.

По итогам конкурса жюри отобрало 6 проектов, причём выяснилось, что первая, вторая, третья и шестая премии достались Николаю и Вячеславу Андреевым (остальные две присудили Ивану Ефимову и Анне Голубкиной). В результате было принято решение, что автором памятника станет Николай Андреевич Андреев.

Братья работали вдвоём, по очереди позируя друг другу. Принято считать, что их Островский одет в халат, однако это не так: Андреевы взяли за образец знаменитый портрет драматурга, написанный передвижником Василием Перовым, где Александр Николаевич изображён в домашней шубейке на беличьем меху.

Памятник, ставший такой же неотъемлемой частью культурной Москвы, как и сам Малый театр, был сооружён в 1928 году. Отдадим должное его авторам – скульптору Николаю Андрееву, архитектору Ивану Машкову, мастеру Миглинику, отлившему бронзовый монумент: их творение – один из лучших писательских памятников столицы.

Торжественное открытие памятника А.Н. Островскому, 1929 г.
Торжественное открытие памятника А.Н. Островскому, 1929 г.

Немного интересных деталей:

  • Вес скульптуры составляет более полутора тонн, постамента – около 12.
  • Гранит для постамента был закуплен в Финляндии с помощью наркома внешней торговли Леонида Красина, причём у того же владельца каменоломни, который в своё время продал гранит для пьедестала памятника Гоголю, также изваянного Николаем Андреевым.

Открытие, откладывавшееся несколько раз, состоялось 27 мая 1929 года. На торжествах присутствовал весь цвет столичной интеллигенции, а также представители высшей партийной номенклатуры. Не было только двух человек, благодаря которым и появился этот памятник – князь Сумбатов-Южин скончался ещё в 1927 году, а скульптор Андреев болел воспалением лёгких. Среди тех, кто поздравил Николая Андреевича, был и знаменитый дядя Гиляй, историк-москвовед Владимир Гиляровский, написавший: «Островский великолепен».

В справедливости этих слов мы убеждаемся уже более 90 лет.