Найти тему
Яна Бодачёва

Как написать лонгрид, который дочитают

Что такое лонгрид?

Термин «лонгрид» – заимствование из английского, «longread» дословно означает «долгое чтение». Это формат подачи текста, по сути очень длинная статья, и поскольку она длинная, то сопровождается введением, оглавлением и разбита на смысловые части.

И все-таки почему этот формат выделяют в особую категорию? Потому что от обычной длинной статьи лонгрид отличается глубиной проникновения в тему (поэтому есть еще один вариант названия – deep read). Именно степень погруженности автора в тему и делает лонгриды особенным и значимым видом контента.

В этом смысле лонгриды часто сравнивают с художественной литературой. В интересный лонгрид падаешь, как Алиса в кроличью нору, и не можешь остановить полет – надо дочитать до конца.

Причем вопрос «чем закончится?» является часто той самой мотивацией, которая заставляет дочитать книгу или досмотреть фильм. И авторы хорошо знают, как заинтриговать нас должным образом, чтобы мы дочитали/досмотрели.

По какой причине лонгриды так популярны?

Чтение лонгрида затягивает и увлекает. В чем секрет такой популярности? Эти особенности материала объясняют следующим образом:

  • Полное погружение в тему

Проработанный, полностью раскрывающий тему контент будет в цене. Авторы исследования считают, что статьи объемом от 2000 слов имеют шанс стать популярными в 1,5-2 раза выше, чем короткие статьи.

  • Принцип скимминга (избирательного чтения)

Избирательное чтение сосредоточено на картинках и подписях к ним. В этом виде чтения и был создан visual story telling. Грамотная компоновка визуального акцента помогает быстрому и комфортному усвоению информации.

  • Выразительность

С большей вероятностью люди поделятся контентом, если он будет затрагивать их интересы. У хорошего материала есть одна характерная особенность: она раскрывается в теме и придает ей определенную эмоциональную окраску, поэтому у читателя возникает желание высказаться, поделиться своей мыслью, и он делится такой статьей с другим.

  • Мультисенсорный опыт

Сторителлинг позволяет узнать о чем-то. А кроме того, еще и испытать это на себе благодаря аудио, типографике и анимации, создающим определенную атмосферу и позволяющим получить цельное впечатление от прочитанного.

-2

Броский заголовок и захватывающее введение

Что бы мы ни говорили, как бы ни плевались в сторону желтой прессы, но, к сожалению, приходится принимать условия игры. В безумном информационном потоке, если не захватить внимание читателя в первые миллисекунды, то он потерян.

А как захватить внимание? Броским заголовком. Или, как вариант, заголовком, который довольно полно отвечает на предполагаемый вопрос читателя. Хотя, если быть до конца точным, то на вопрос должен ответить текст, а вот четко и коротко уверить читателя, что именно в этой статье есть ответ, как раз задача заголовка. Усилить эффект можно интересной яркой иллюстрацией.

Когда человек остановился на заголовке, второе, что он замечает, это лид. Речь не о тех лидах, которых сейчас все собирают, а о термине из журналистики. Лид – это аннотация, состоящая из одного выделенного абзаца, где коротко говорится о теме и содержании статьи.

Лид позволяет чуть шире описать содержание и создать некую интригу. Именно понимание, что самое интересное еще впереди, заставит читателя пройти по ссылке. Как писать захватывающие анонсы – тема для отдельного лонгрида, поэтому подробно на этом останавливаться не будем.

-3

Составляйте план статьи

Не стоит пугаться слова «план», представляя себе нечто сложное. Такие планы нужны для написания научных работ, однако они совершенно не подходят для интернет-статей.

Простая схема, в которой пункты плана будут списками подзаголовков будущей статьи. Представьте план в виде самых важных пунктов.

Какие бы методы вы ни применяли при этом, не нужно тратить на составление плана чересчур много времени.

Подберите источники

От правильного подбора источников зависит успех статьи. Вряд ли вы сможете завоевать доверие читателей, если не имеете надежных источников информации.

Надежность и актуальность — вот 2 значимых критерия, отличающих хорошие источники. Берите информацию только из тех ресурсов, которые преподносят её объективно, проводят тематические исследования и приводят четкие цифры и факты.

Где искать материал для статьи:

  • в интернет-изданиях;
  • на ресурсах, содержащих исследовательские материалы (к примеру, HubSpot);
  • в специализированных и отраслевых блогах.

Отдавайте предпочтения первичным источникам – это могут быть оригинальные исследования. При этом не обязательно, чтобы используемые источники были вашей собственностью или собственностью вашей компании.

Для начала определитесь с источниками информации для написания статьи. В случае если вы не сделаете эту работу заранее, в дальнейшем вам будет сложно органично вписать источники в ваш текст. Это позволит сделать изложение более гладким и аргументированным, а автору сэкономить немало времени.

Не забывайте возвращаться к плану статьи. Выберите наиболее важные моменты, которые вам необходимо описать в тексте. Подберите к каждому разделу статьи 1-2 основных источника. Это позволит вам аргументы подкрепить фактами.

-4

Кому подходит формат лонгрида, а кому и так хорошо

Лонгрид применительно к бизнесу – это в первую очередь инструмент. И как любой инструмент, он кому то подходит, кому то нет. Врачу мало чем в работе поможет кувалда, а вот при демонтаже старых конструкций без нее никак.

Очень важно понимать, для каких ниш бизнеса годится этот формат. Есть сферы, где лонгриды вообще не работают, и предпочтение стоит отдавать коротким текстам с обилием иллюстраций (например, фешн и бьюти-индустрия). А вот сферы, связанные с IT, вебом, финансами, недвижимостью, просто немыслимы без лонгридов, потому что серьезные обзоры или аналитику просто не вместить в другой формат.

Лонгрид подходит, если у вас:

  • Сложная услуга (нужно чтобы клиент перед покупкой с ней разобрался) – консалтинг, IT, инвестиции, финансы. Хорошо работают лонгриды в банковской сфере,  сфере услуг.
  • Дорогая услуга, долговременная услуга (нужно заслужить доверие клиента) – дорогие туры, инфобизнес.
  • Услуга, которая мало того, что стоит дорого, но еще влечет за собой последствия, меняющие жизнь. В медицине это операция, особенно что касается новых технологий. В недвижимости —  продажа, покупка нового жилья, все что связано с решительными изменениями.
  • Услуга, подразумевающая долгий цикл продаж.  Это может быть, например, програмное обеспечение, которое имеет много неочевидных сразу ценностей (которые и влияют на цену).
  • Услуга, связанная с близким и эмоциональным контактом с клиентом, с доверием.  Приведу в пример отличные тексты в блоге Виталины Скворцовой-Охрицкой

Лонгрид НЕ подходит, если вы:

  • Торгуете товарами спонтанного спроса и широкого употребления.
  • Товары, на выбор которых влияет цена и условия доставки (бытовая техника, продажа авто средней и низкой ценовой категории.
  • Работаете в сфере развлечений.  Тут вам скорее нужен хороший лендинг.

Обдумайте основные пункты

Подумайте о том, чтобы вернуться к своему плану и пересмотреть его с учетом всех пунктов. Хорошая объемная статья содержит 5-7 опорных пунктов.

Представьте эти пункты как фундаментальные колонны, которые поддерживают вашу главную мысль. В заголовке может быть заключено основное содержание, а подзаголовки будут служить опорными столбами всего текста.

Это тот формат, к которому нужно стремиться. Чтобы все заработало как надо, не забывайте и про значимые части в самой статье помимо опорных подзаголовков.

Лонгрид может включать любой контент:

  • текстовый: цитаты экспертов, оценку проблемы, истории очевидцев, научные факты и исторические справки;
  • видео- и аудиоматериалы, фото и изображения;
  • инфографику;
  • карты местности;
  • чаты и скриншоты обсуждений, комментарии и др.

Эмоции

Пережитое событие лучше запоминается. А когда мы читаем, то невольно начинаем идентифицировать себя с лирическим героем повествования. И переживаем все его эмоции, как свои собственные. Именно поэтому истории, прочитанные в лонгридах, пересказывают, ими делятся в соцсетях, как своими собственными.

Польза

Глубина и основательность подачи материала не только приносят читателю новые знания, но и чувство удовлетворенности – он не терял время, он узнавал новое, занимался саморазвитем, рос над собой.

История

Люди хотят читать. Вдумчиво, много, осмысленно. Погружаться в историю, которая заставляет одновременно и переживать, и узнавать что-то новое. Это самый естественный для нас способ восприятия. Истории существовали задолго до изобретения письменности. Пожалуй, можно сказать, что история как способ донесения информации возникла тогда же, когда возник сам человек.

Подача

Мультмедийность и современные возможности веб-верстки не только позволяют читать с любых устройств, но и подкрепляют текст другими средствами передачи информации. Вы можете читать, просматривать видео, слушать и смотреть анимированную графику. Это обогащает выразительные возможности текста как никогда ранее.

Без сожаления редактируйте ваш материал

Редактируя написанное, оставайтесь честны с собой. Часто даже опытные копирайтеры не видят ошибки в собственных текстах по причине того, что глаз «замылен», то есть автор очень хорошо знаком с собственной статьей.

А чтобы избежать этого, дайте статье отлежаться, оставьте правку на следующий день. Если вы вернетесь к написанному, то сможете быть более объективны при проверке.

Лучше всего начать читать статью вслух. Да, это займет немного больше времени, но зато вы сможете избежать досадных ошибок, которые часто встречаются при чтении статьи про себя.

По возможности попросите кого-либо из близких прочитать вашу статью. Не трудно ли было читать текст до конца? Все ли понятно в статье? При редактировании безжалостно удаляйте все лишнее.

Завершив проверку и правки в статье, ещё раз прочитайте ее до конца. Вам она кажется достаточно хорошей? Рады сообщить, что материал готов к публикации.

кажется достаточно хорошей? Рады сообщить, что материал готов к публикации.

-5

Заключение

Лонгрид – это очень объемная и сложная работа. При этом вам потребуется немалое количество времени на сбор данных и написание текста. Но чем чаще вы будете брать заказы больших объемов, тем быстрее и качественнее вы со временем станете их выполнять.

Заказчики особенно ценят авторов, которые берутся за лонгриды. Объем в 2000 слов и больше дает возможность более полно высказаться на определенную тему и показать себя экспертом в области.

Если вы хотите написать длинную статью, то вам необходимо придерживаться простому правилу: качество длинного текста не зависит от количества символов. Это связано с количеством фактов и важных деталей, информативности и пользы. А из каждого абзаца читатель должен узнать что-то новое.

Если вы соблюдаете эти условия, то у вас есть все шансы стать хорошим автором длинных текстов, которые будут читать не только до конца, но и поделятся ими.

-6