Сегодня гостья моей еженедельной рубрике #ТворческаяСреда нейропсихолог Евгения Лялина (https://t.me/zonakomfort). Ей я хочу задать пару вопросов о психологии творчества.
В моей практике я часто слышу фразы: я не умею красить, рисовать, творчество это - не про меня. Что с этим делать?
Евгения: Одна половина людей может действительно не испытывать интереса к творческому процессу. Для них фраза «мне это - не интересно» часто является объяснением того, что «у меня это не получается, поэтому мне это не интересно». Но основным тут всё-таки является отсутствие интереса к какому-то прикладному творчеству (покрасить, переделать, что-то нарисовать). А вторая половина может быть действительно думает про творчество каким-то особо сложным образом. Расскажу небольшую историю о себе. Мой муж однажды поставил под сомнение красоту картинки, которую я нарисовала, по одному простому фактору: «художники годами рисуют свои полотна, а ты рисуешь по картинке в час». У всех есть своё субъективное мнение о творчестве и у всех есть своё необъективное мнение о себе в творчестве. И приступить непосредственно к самому творческому процессу мешает страх разрушить ряд мнений, разрушить ряд концепций, которые уже у себя в голове каким-то определенным образом сформированы. Но иногда всё же стоит попробовать!
И что же делать, если есть интерес, например, к редизайну, но при этом есть убеждение, что «это не про меня». Как же переступить его и преодолеть страх «чистого листа».
Евгения: А что при этом хочешь ты? Хочешь изменить убеждение или хочешь, чтобы человек попробовал себя? Если человек что-то будет пробовать, то возможно он получит удовольствие. А возможно и нет. Если же менять убеждение, то на это нужно время. Здесь решается вопрос самооценки и оценки творчества. Сегодня (в том возрасте, в котором мы сейчас находимся) каждый из нас имеет ряд убеждений о себе в творчестве. И большая часть из них – это убеждения, которые сформировались у нас в детстве благодаря нашим значимым взрослым, то есть родителям, бабушкам, дедушкам, воспитателям, учителям… И формировались они в зависимости от того, какая важность придавалась творческому самовыражению, какие оценки звучали. Родители могут очень сильно хвалить ребенка за поделки и рисунки. Я часто привожу в пример такую вот утрированную историю: ребенок рисует откровенную ерунду. И мама хочет подбодрить творческое начало своего ребенка и говорит: «это очень красиво, я повешу твой рисунок на самое видное место, папа увидит очень обрадуется, я обязательно покажу твою работу соседям и так далее..» И ребенок растет в ощущении абсолютного восторга от собственных работ. То же самое он рисует в классе, а учитель ему говорит «это – ерунда!» И вот тут наступает разочарование. Не важно, хвалили ли вы работы, ругали ли. У каждого формируется отношение к себе в искусстве и творчестве исходя из того, какой жизненный путь он приобрел. Поэтому если вам хочется, чтобы дети имели возможность самовыражаться, я предлагаю вообще никак не оценивать работы, убрать оценочную деятельность и просто поговорить. Вот ребенок 40 минут что-то ваял, приклеивал, закрашивал. И он несёт нам свою работу не для того, чтобы мы сказали «о, молодец!», а за каким-то другим эмоциональным участием. Будет гораздо лучше, если мы безоценочно спросим у ребенка: А что это? А какое дерево на твой взгляд тебе лучше всего удалось? А что не получилось на твой взгляд? Таким образом мы будем как раз-таки формировать самооценку (оценку самого себя) у человека по отношению к тому, что он делает. А давая свою личную, субъективную оценку, возможно неправдивую и неправильную, мы формируем скорее комплексы, а не самооценку. А взрослые люди – это бывшие дети.
Да, вопрос-то как раз еще и о взрослом, который сейчас, в данный момент времени убежден, что что-то он делает не так. И как тогда самому творить так, чтобы это украсило твою жизнь, а не было твоей болью. Бывает так, что люди красят, и для них это самое настоящее испытание.
Евгения: мне кажется, что если есть желание творить, то страхов намного меньше. Нет желания и есть страх – это ведь для многих и не проблема, просто не делай. Ни один страх невозможно преодолеть на когнитивном уровне. Ни об одном страхе мы не можем говорить, просто размышляя о нем. С ним нужно столкнуться лицом к лицу. Вот возьмите краски, возьмите кисти и перекрасьте наконец-то тумбочку. Только таким образом можно преодолеть какие-то свои сомнения. Нравится или не нравится нам фильм – мы можем понять только в конце фильма, а не думая о его названии. Любые страхи мы можем преодолеть только на практике. Например, комод уже испорчен. Что вы потеряете, если попробуете его покрасить? Какими-то маленькими безопасными шагами для себя можно прийти к реализации своего желания и победить один из страхов. Мне кажется, основной страх еще заключается не в том, что я буду что-то делать и у меня не получится, а в том что «я сделаю и меня как-то оценят».
Да, страх оценки со стороны очень влияет на то начнут ли вообще люди красить
Евгения: опять же, стремиться нужно к самооценке. Человек, у которого большой страх оценки со стороны, чаще всего и будет выходить в социум с вопросом «а тебе нравится?». Человек, который сформировал свою собственную самооценку не будет спрашивать, нравится ли это еще кому-то, ему достаточно, что нравится ему самому. Если вы стремитесь получить как можно больше оценок, это попытка скалибровать «а правильно ли я делаю», «нравится ли это другим». Но другой вопрос, что не всё творчество даже признанных великих художников, мастеров – нравится всем. Творчество - оно очень субъективно и достаточно того, чтобы творчество нравилось вам самим.
Главное брать и пробовать!
Евгения: вот клякса на картине – для кого-то это испорченная работа, а кто-то может сказать «а у меня был такой замысел». Тут не может не получиться. Это дорога, процесс, от которого мы все можем получать удовольствие. И кстати, в минуты тяжелых мыслей, в минуты стресса, в минуты сложных переживаний творчество очень многих спасает. Потому что творчество способно затмить все негативные мысли, которые есть у вас в голове. Пока вы погружаетесь в свою творческую работу, я вас уверяю, ни о чем плохом вы не будете думать!
Давайте созидать и давайте творить!
Евгения: да, точно!