Найти тему

«Мама не должна быть одна». Координатор проекта «В домике» рассказывает, как помогает малышам не попасть в детские дома

«Дайте мне задачу посложнее» так одной фразой можно было бы описать характер Оксаны Евнушановой, координатора проекта «В домике» фонда «Дедморозим». Она занимается проблемой отказов от новорожденных детей — приезжает в роддома по сигналу о том, что кто-то из мам хочет отказаться от малыша. Задача Оксаны поговорить с ней, понять причины её намерения и предложить такую помощь, чтобы мама приняла решение в пользу ребёнка. Если женщина согласна, Оксана вместе с командой специалистов организует такую помощь.

За то время, что работает проект «В домике», 61 новорождённый ребёнок остался вместе с мамой и не попал в детдом. Оксана рассказала нам о том, как пришла в «Дедморозим» и почему начала заниматься именно этой проблемой, как она находит нужные слова для общения с мамами в сложной ситуации и помогает им поверить в свои силы.

Я не знала, что ребята живут такой жизнью

В 2011 году я узнала, что можно поучаствовать в новогодней затее и сделать подарки ребятам в детских домах. Меня впечатлила сама возможность сделать для ребёнка, которого ты никогда не видел. Моя мама выросла в детском доме и часто рассказывала об этом. Она всегда была для меня примером того, как нужно помогать другим, откликаться на чужую беду.

Когда я подключилась к выбору писем, их оставалось уже мало, в основном написанных от имени детей из блока милосердия. Там находятся ребята, которым требуется постоянный медицинский уход. Я стала уточнять у координаторов, какую лучше выбрать пижаму: по цвету, фасону… А мне ответили: «Без разницы. Пижамы могут быть любыми, они для лежачих деток». Тогда мой мир перевернулся. Я не знала, что в детдомах есть дети, прикованные к постели! Через год я отправилась в детский дом-интернат в Рудничный. Своими глазами увидела блок милосердия. Я не знала, что ребята живут такой жизнью. Она не ужасная Но она совершенно не похожа на жизнь детей, у которых есть родители.

Я решила всегда быть рядом с «Дедморозим»

-2

Меня очень впечатлили люди в «Дедморозим». Я решила быть всегда где-то рядом с ними. Несколько лет я ездила волнтёром в детские-дома интернаты. И когда появился проект Больничные мамы, который помогает детям-сиротам в стационарах, я на него, конечно, отозвалась. Приезжала в больницы, чтобы окружить их заботой сделать пребывание там менее травматичным.

А в 2016 году в «Дедморозим» появился проект по профилактике отказов от новорожденных «В домике». И я поняла, что это именно то, чем я хотела бы заниматься: благодаря этому проекту можно сделать так, чтобы дети не попадали в детские дома.

У моей младшей дочери синдром Дауна. Когда родилась Аня (это был 2004 год), статистика была очень удручающей: в большинстве случаев, от 85-90%, от детей с синдромом Дауна отказывались. Сейчас цифры изменились кардинально, среди отказов малышей с синдромом Дауна единицы.

Начало истории

-3

Первый сигнал, который мы принимали, поступил от мамы ребенка с серьезными пороками развития, несовместимыми с жизнью, впоследствии он, к сожалению, скончался. Тогда я поняла, что работа в проекте для меня про женщину в трудной ситуации важно было быть рядом с ней, чтобы она не осталась одна. Поддержать, помочь принимать непростые решения о судьбе её ребенка (Прочитать историю можно по ссылке на нашем сайте — ред.).

Когда врачи узнают, что мама хочет отказаться от ребенка, на горячую линию фонда поступает сигнал. Его передают координаторам, кто-то из нас откликается на него. Мы стараемся приехать в течение нескольких часов после звонка.

Мы собираем информацию, оцениваем ресурсность родителей (насколько семья готова к тому, чтобы растить и воспитывать малыша) и безопасность нахождения ребенка в семье. Иногда ситуация такая, что находиться с родителями для него может быть опасно. Но большинство случаев не такие, и мы работаем над тем, чтобы ребенок остался в семье.

Мамам нужна поддержка — им все по плечу

-4

Год стандартный срок сопровождения семьи. Когда мы видим, что она справляется, ситуация стабилизировалась, то прекращаем сопровождение. Можем дальше общаться по-дружески, помогать, навещать при случае, но не более того. Бывают ситуации, которые требуют длительного сопровождения. Как правило это случаи, когда ребёнок родился с особенностями развития или у кого-то из родителей есть ментальные нарушения.

Когда ты только приезжаешь по сигналу, перед тобой, как правило, испуганная женщина с поникшей головой. Но проходит время, и на твоих глазах она становится сильной и уверенной в том, что ей все по плечу. Может быть, не через несколько месяцев — кому-то на это нужно 2-3 года. Мамы находят в себе силы, им нужно только помочь справиться с этой ситуацией, дать нужную информацию, направить. В большинстве случаев нашей практики ребенок остается в семье.

Из всех моих случаев не было такого, чтобы наше намерение помочь мамы воспринимали как вторжение в личную жизнь. Бывает, конечно, что ты заходишь в палату, а женщина от тебя отвернулась и молчит. Ты все равно ищешь возможность выйти на диалог, начать разговор.

Мамы часто не представляют, что может быть дальше после того, как она откажется от ребенка. Если малыш здоровый, он может очень быстро устроен в другую семью. Это очень судьбоносный момент. Пока ребенок еще в учреждении, мама сможет его навещать и созревать в решении забрать домой. Но если малыш оказался в новой семье, в лучшем случае, связь с ним может быть только с разрешения опекуна и органов опеки. А при усыновлении связь ребёнка с кровными родственниками навсегда утрачивается. Мамы не владеют информацией о последствии отказа. Поэтому важно, чтобы они принимали это единственно правильное решение о судьбе ребёнка осознанно.

Про Аню

-5

Когда я приезжаю к мамам, то представляюсь им как специалист по профилактике отказов от новорожденных детей. Но иногда я говорю, что сама воспитываю особого ребенка.

Когда родилась моя младшая дочь и врачи сказали, что у нее синдром Дауна, мне казалось, что ничего страшнее в моей жизни произойти не могло. Больше всего меня травмировала неизвестность: будет ли она жить дальше, пойдет ли в садик, в школу… Не было человека, который со мной тогда об этом поговорил бы. К сожалению, от общения с врачами были одни слёзы. Но я нашла в себе силы старалась ухватиться за всё, что можно, и сделать максимум для своего ребёнка.

Я человек действий. Если есть возможность, нужно её не упустить и сделать. Когда Аня готовилась к школе, я поняла, что она сможет учиться в обычной, а не специализированной. До Ани в Перми и крае никто с синдромом Дауна не ходил в обычную школу. Недавно Аня поступила в один из пермских колледж. Возможно в будущем она выберет работу с особыми детьми. Для неё нет преград в общении, нет диагнозов и нет страха при работе с детьми с ограниченными возможностями.

Статистика меняется в лучшую сторону

Врачи признают, что работа нашей службы «В домике» дает результат. Они с уважением относятся к нам и к мамам, которые оказываются в сложной ситуации.

Мы видим, как улучшается статистика отказов. Посмотрите на цифры в Пермском крае: 2016 г. — 72, 2017 г.— 49, 2018 г. — 57, 2019 г. — 53, 2020 г. — 31. Значительно сократилось число отказов от детей с синдромом Дауна: сейчас это максимум один или два в год, бывает и ноль. Я связываю это с тем, что в целом стало больше информации об этом диагнозе, и проще получить доступ к ней. Плюс выросла доброжелательность со стороны персонала к мамам, а также поддержка со стороны государства стала более эффективной.

Для меня «Дедморозим» возможность, дарованная свыше. Меня допускают в личную жизнь другие люди, доверяют мне, рассказывают о самом сокровенном. И у меня есть возможность им помогать.

***

Команда проекта «В домике» помогает детям не потерять своих родителей и не попасть в детдом. Проект реализуется с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь». За последние 6 лет благодаря совместной работе специалистов проекта с другими общественными организациями и государственными органами количество отказов от новорожденных уменьшилось в три раза.

Вы тоже можете помочь ребятам и их семьям, отправив посильное пожертвование. Ещё один способ поддержать подопечных проекта — передать средства гигиены, детское питание или вещи для новорождённых. Полный список актуальных потребностей для подопечных «В домике» по ссылке: https://dedmorozim.ru/projects/v-domike/#donation

Автор текста: Оля Богданова

Фонд «Дедморозим»Фонд чудес для детей-сирот и ребят со смертельно опасными заболеваниями, который создан обычными людьми. «Дедморозим» — это вы!