В двух предыдущих статьях мы выбирали участок под строительство, «сажали» на него пятно, определялись с метражами и функциональными взаимосвязями... В этот раз поговорим с Андреем Дойницыным о стилистике.
— Андрей, вот мы и подошли к стилистическим решениям проектируемого дома.
— И вначале я хотел бы немного определиться с терминологией. И в частности с тем, что такое стиль и что такое стилевое направление. Ты же помнишь, что это совершенно разные вещи?
— Мало того, что помню — память подсказывает, что есть еще и такое определение как «стилизация»…
— Конечно. Но некоторые заказчики довольно слабо себе представляют, что таится за всеми этими понятиями. Хотя никакой вины их в этом нет…
— Путаница тут немалая, согласен. Многие наивно путают классику и классицизм, хотя это — две совершенно разные вещи. Это я так, навскидку…
— С классикой вообще чехарда какая-то. Смотри — то, что двести лет назад было ультрасовременным, сейчас является классикой, но при этом вовсе никакого отношения к классицизму не имеет. И это надо понимать. Ведь классицизм — это, прежде всего, конструктивная система ордера, в которой царствует ее величество колонна. То есть речь идет о стоечно-балочной системе, где нагрузка от вышележащего элемента через капитель передается на ствол колонны. Причем передается не только конструктивно, но и зрительно. Плюс — жесткая система пропорций и членений. Плюс — своя цветовая гамма… И это все очень строго прописано в классицизме… Но, помимо собственно классицизма, многие совершенно искренне считают классикой все что угодно — от образцов самого что ни на есть витиеватого рококо до шедевров русских конструктивистов начала прошлого века.
— Так что когда заказчик говорит: «Я хочу себе дом в классическом стиле», надо еще определить, что именно он считает классикой. А то он тебе про рококошные завитки, а ты ему — прямые линии…
— Итак, возвращаемся к терминологии. Стиль — это…
— Это, прежде всего, стройная система конструктивных и декоративных элементов. И для каждого стиля их сочетание индивидуально. Например, классицизм, как мы только что говорили, основан на ордере. Для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы, а, скажем, хай-теку присущи строгость линий и «индустриальность» используемых материалов… Но не следует путать понятие «стиль» со стилевым направлением. А тем более со стилизацией. Ведь стилевое направление — это явление, в отличие от стиля, проявляющееся фрагментарно, то есть вне строгой системы. Скажем, романтизм выражался не в каких-то там особых конструктивных решениях, формах или орнаменте, а всего лишь в аранжировке отдельных деталей. Стилизация же — это производное понятие от стиля. И речь тут идет всего лишь о свободной интерпретации его элементов. То есть когда мы вводим в какой-то современный интерьер — скажем, некоего офиса — колонну с капителью, то мы, естественно, стремимся к созданию нового. Но при этом творчески используем наработанные приемы прошлого.
— Вообще «большие» исторические стили жили в свое определенное время, поэтому полное восстановление их в наши дни, наверное, не особенно уместно…
— Практически невозможное и абсолютно бессмысленное занятие. Ведь на каждом историческом отрезке времени существовал свой собственный тип социального устройства. И это не говоря об образе жизни... Важно понять, что все это было взаимосвязано. Так что в наши дни мы можем вести речь исключительно о стилизации пространства.
— Давай вернемся к нашей основной теме. Итак, архитектор с заказчиком переходят к стилистическим решениям.
— И на данном этапе мы уделяем внимание в большей степени внешнему виду дома, то есть его фасадам. Нам необходимо определиться с некоторыми основными моментами. Скажем, какие будут стены: кирпичные или мы используем штукатурку? Или зашиваем что-то деревом? Или используем какие-то современные конструкции? Какая будет кровля — односкатная, двускатная, сложная, плоская, с террасами… И масса чего еще… То есть мы потихоньку переходим к какому-то образу дома — уже более ощутимому, видимому и понятному для заказчика. Однако чтобы этот процесс был плодотворным, заказчик должен быть в известной степени «подкован» — вполне достаточно будет предварительно просмотреть подборку каких-то интерьерных журналов. Но речь тут не идет о копировании чьих-то чужих конкретных находок — совсем нет. Просмотреть журналы следует затем, чтобы определиться на уровне «вот это мне очень нравится, а вот такого, пардон, лучше не надо…» Как правило, этого хватает...
И еще очень важный момент — на этой стадии проектирования клиент нуждается в четких консультациях со стороны архитектора по вопросу практичности того или иного решения. Если, скажем, в уме мы держим «кирпич или штукатурка?», то я обязательно высказываю все свои «за» и «против». Ибо при замене материалов внешний образ дома может очень сильно исказиться. Изначально дом задумывался, положим, оштукатуренным, а затем — по тем или иным причинам — все «переигралось» и дом стал кирпичным. И что? Дом или проиграет, и мы растеряем какие-то хорошие находки, либо, напротив, он приобретет новые выигрышные моменты, связанные с фактурой стены, ее пластикой.
— По твоим наблюдениям, к чему чаще склоняются заказчики?
— Зачастую люди воспринимают жилой дом более традиционным, не новаторским. То есть они подсознательно апеллируют к домам своих друзей или родителей. К тем домам, которые они уже видели, в которых были. Я очень часто слышу: «дом — это скатная кровля», «дом — это кирпичная стена»… И так далее — про традиционные окна, подоконники… Но если в процессе беседы архитектор чувствует, что заказчиков привлекает именно это, то всего пара намеков на какие-то решения, свойственные современной архитектуре, могут дать ему понять, насколько клиенты готовы пожертвовать своими традиционными взглядами. Ведь вполне возможно, что где-то в глубине души им всегда хотелось иметь в своем доме, скажем, огромные окна до пола. Но они долго скрывали в себе это, как бы боялись сами себе признаться в том, что им это нравится. Ведь это необычно, ново. А всегда гораздо спокойнее соглашаться с чем-то более типовым… И в беседе, если удается раскрыть в клиенте подобное ощущение, что ему это нужно, то архитектор должен поддержать своего заказчика, раскрыть вновь открывающиеся перспективы, рассказать обо всех «за» и «против».
— На этом этапе присутствие семьи заказчиков в полном составе, видимо, просто необходимо.
— Еще как необходимо. Ведь кто-то легко соглашается с новаторским подходом, кто-то легко идет на эксперимент, а кто-то твердо стоит на традициях. Кому-то нравятся спокойные, плавные формы, а кому-то — прямые, стремительные. То же самое — и в цветовых решениях… Но архитектору в любом случае необходимо найти какую-то центральную линию, которой подчинится весь дом. Ту линию, которая будет удовлетворять все стороны. Ведь мы ведем речь не о типовом жилье, но о доме для конкретной семьи. А частный дом — это, прежде всего, умиротворение, комфорт и согласие. Иначе — зачем вообще проектировать и строить?
Еще раз повторюсь — на стадии поиска стилистических решений очень важно, чтобы люди, не всегда умеющие четко сформулировать, что им нужно, могли показать архитектору несколько специализированных журналов с примерами тех пространств, где им комфортно было бы находиться. Но когда заказчики начинают показывать журналы, то зачастую они сами начинают выяснять отношения — что им хотелось бы видеть в своем доме, а что нет. И моя задача состоит в том, чтобы молча следить за этим процессом и смотреть, куда происходит доминирование. А уж потом, когда прения завершены, — помочь им, рассказать, что их ждет в случае принятия того или иного варианта. Скажем, огромные окна от пола до потолка требуют закрывных ролль-жалюзей на всю длину. А это весьма затратная часть. Но зато такие окна — это всегда очень хороший эффект.
— Опять же, из твоего опыта — кто обычно побеждает в подобных спорах?
— Слава богу, что в нашей жизни есть некие непреходящие ценности. Поэтому так отвечу: в первую очередь мужчина строит дом для своей семьи. Иными словами — для женщины, являющейся хранительницей очага. Так что в большинстве случаев доминирование происходит именно в эту сторону. Очень редко, когда мужчина идет против женщины…
— Но все же лучше, если будущие хозяева заранее придут к согласию.
— Не считаю так. Это, конечно, идеальный вариант, но совсем необязательный. Ведь я все равно буду задавать массу вопросов по ходу беседы. И многое выяснится именно в этих прениях. Самое важное, чтобы люди понимали, что дом складывается как из внутреннего пространства, так и из окружающей его внешней среды, ландшафта. Ведь любая стена — это не просто кирпич или бетон, а граница пересечения двух пространств. Если заказчику хотелось бы иметь, скажем, какое-то колоссальное безопорное внутреннее пространство, то он должен понимать, что это никак не может вписаться в традиционное жилье. То есть неизбежно возникают какие-то индивидуальные новаторские решения. И какие-то внутренние объемы в этом случае обязательно «выйдут» на фасад — без этого никак.
А когда мы говорим о стилистике, заказчик должен четко осознавать, что в том случае, если мы заказываем «классику», мы неизбежно попадаем на какие-то довольно емкие в финансовом плане решения, в которых содержатся элементы авторского мастерства — какую-то сложную ажурную ковку, гипсовые отливки… Причем в большинстве случаев речь идет исключительно о декоре, то есть никакого функционального или конструктивного смысла во всех этих решениях — нет. А платить (улыбается) за это придется. Но, как говорится, «назвался груздем…».
—В этом смысле с современной архитектурой, где не уделяется такого внимания декору, — проще?
— Я бы так сказал: по-другому. Ведь если мы говорим о современной архитектуре и подразумеваем, скажем, плоскую крышу, то архитектор обязательно должен объяснить своему клиенту, что она будет адекватно «работать» только тогда, когда ее правильно и грамотно сделать — многослойной, с подсыпками, со своими уклонами… Ведь она может быть неэксплуатируемая, а может быть и эксплуатируемая. А с нее, вообще-то, надо еще снег убирать… То есть в отношении каждого решения архитектор обязательно ставит своих клиентов в известность — чем могут обернуться в своей эксплуатации те или иные стилистические находки.
— Надо понимать, что «по ходу пьесы» заказчикам приходится соглашаться со многими моментами.
— Конечно. Кое-что начинает меняться. Скажем, начинают корректироваться те метражи, которые были задуманы ранее. Какие-то пространства появляются, какие-то исчезают, но затем появляются вновь… И вот тут — параллельно с внутренней корректировкой планировки — я начинаю говорить уже о стилистических решениях в интерьере.