Как мы уже с вами выяснили, жизненный опыт сам по себе не является самостоятельной ценностью. Если вы используете его как аргумент в дискуссии, важно не то, насколько длинна была ваша жизнь, а что именно вы в этой жизни делали. Жизненный опыт, состоящий из подлостей, приспособленчества, малодушничества – такое себе приобретение. И похож такой жизненный опыт не на красиво состарившееся хорошее вино, а, скорее, на забытую в холодильнике и протухшую селедку.
Но, допустим, так получилось, что ваша жизнь была объективно сложной. По не зависящим от вас причинам – просто так получилось, что вы попали в водоворот грозных исторических событий. Вы много страдали, много повидали и пережили, много потеряли и действительно старались во всех этих испытаниях оставаться человеком, проходить их с достоинством. И вы во всех отношениях достойны сострадания, сочувствия и симпатии окружающих.
Являются ли все эти пережитые вами страдания, которых вы, подчеркну, не выбирали, оправданием и индульгенцией, если вы вдруг почему-то решите стать агрессором? Вас ведь мучили, причиняли вам боль – неужели же теперь вы не имеете права мучить других и причинять боль уже им? Разве это не является само собой разумеющейся компенсацией, справедливым возмездием за все ваши страдания?
Увы, но, конечно же, нет. Не является. Ваша прошлая жизнь вообще никак не оправдывает и не объясняет ваше поведение в настоящем. Как бы плохо с вами не поступали люди в прошлом, это не дает вам право поступать с людьми плохо сейчас. У вас не получится оправдаться этим и прикрыть свои злодеяния. Как, например, ни у одного маньяка не получилось оправдаться тем, что они были объектами насилия в детстве, хотя они ими на самом деле были.
То, что одни люди плохо поступают с другими людьми – ужасно, отвратительно и неприемлемо. Такого не должно быть. Агрессия любого уровня причиняет человеку ущерб – и раны могут затягиваться и болеть очень долго. Никому нельзя пожелать проходить через страдания, испытания и лишения. Это плохой опыт.
Да, возможно, «все, что нас не убивает, делает нас сильнее», но, к сожалению, все, что нас не убивает, все равно в той или иной степени делает нас калеками. Ни один даже самый опытный и профессиональный психотерапевт не пожелает себе в клиенты жертву агрессии и насилия – это самый сложный, самый тяжелый пациент всегда, вне зависимости от любых внешних обстоятельств.
Восстанавливаться от травм, приводить себя в порядок после пережитого – невероятный труд, требующий немало времени и сил. На это вообще можно потратить всю оставшуюся жизнь. И, собственно, именно поэтому любая агрессия, любое насилие и зло так ужасны. Процесс восстановления после пережитых страданий очень тяжел.
Поэтому всегда есть искушение как-то облегчить его и компенсировать этот ущерб уже собственной агрессией в адрес других людей. Тем более, когда есть такие веские причины. Но эти причины, в действительности, являются фикцией. Никакой, даже самый печальный жизненный опыт не является оправданием для агрессии. Это оправдание – иллюзия, это просто попытка сделать свою боль глуше за счет других людей.