Самые маленькие наши зрители знакомятся с этой замечательной молодой актрисой в спектакле "Трям! Здравствуйте!", где она играет Ёжика; потом с радостью встречают её мышку Фружи ("Все мыши любят сыр"), переживают за судьбу доброй девушки Мари ("Щелкунчик") и радуются счастливому финалу "Снегурочки"... Комические и драматические героини, персонажи русской и зарубежной классики, бедные девушки и светские дамы, лисы и лягушки, студентки и горничные... самые-самые разные героини Натальи Гришагиной запоминаются надолго, благодаря её солнечной улыбке, искренности и самоотдаче. У актрисы огромный перечень ролей, как в детских, так и в вечерних спектаклях, главных и эпизодических; ролей сложных, огромного диапазона, и невольно думаешь: как же эта хрупкая девушка справляется с такой нагрузкой?
О занятости в театре
Открою вам тайну. Когда актёры жалуются на усталость, говорят: "Ой, ужас, как у меня много работы...", это всегда лукавство (Смеётся). Всем актёрам, и мне в том числе, очень нравится играть! Конечно, мы все люди, и обстоятельства бывают разные: не выспался, утром не успел позавтракать, опаздываешь из-за пробок, плохо себя чувствуешь... Но стоит выйти на сцену - она тебя лечит, спасает, уже нигде ничего не болит, тяжёлые мысли уходят. И чем больше работы в театре, тем лучше, интереснее и богаче становится жизнь.
Конечно, в первый год бывает трудновато: ты ещё осваиваешься в труппе, присматриваешься, выясняешь, как здесь принято общаться с коллегами, встраиваешься в коллектив с его этическими нормами, традициями... поначалу всегда есть какой-то барьер. Но когда все эти барьеры со временем стираются, ты уже свой, привык, всех знаешь - возникает эффект "домашнего" общения, и по лицу партнёра сразу считываешь его настрой. Я четвёртый год служу в Новом драматическом, и для меня это уже родное, любимое место.
... и да, мне безумно нравятся детские спектакли! Особенно новогодние. Устаешь немного от трёх-четырёх сказок в день, но зато сколько энергии дают дети! Уходишь весёлый, окрылённый, и ещё на вечер остаются силы пойти погулять, встретиться с друзьями, получить какие-то свежие впечатления. Не понимаю тех, кто воспринимает театр для детей как обязаловку. Это же здорово! Нужно любить то, что ты делаешь и, конечно, себя, а я себя люблю! (Смеётся). Каждая роль, и в процессе её создания, и в результате - идёт ОТ СЕБЯ. Ты извлекаешь из себя что-то, обдумываешь, и перед тем как присвоить, совмещаешь со своим героем. Если серьёзно, то это так и есть - работа в театре неразрывно связана с отношением к самому себе.
В каком-то смысле мне детские спектакли играть даже проще, потому что ответственности, как будто... КАК БУДТО!.. меньше, и поэтому чувствуешь себя абсолютно свободной. Может быть, дети поймут что-то своё, а ты делаешь "мулечку", отсылку для своих партнёров на сцене, и тебя услышат, все "зажигаются", и спектакль идёт дальше совсем с другой тональностью. На вечерних представлениях зритель строже, взыскательнее, он всё видит... хотя конечно, мы и там иногда шутим, друг дружку "раскалываем", подкладываем записки, импровизируем... (Улыбается) Держим себя в тонусе! Ведь это очень важно, чтобы было интересно, чтобы горел внутри бодрящий огонёк: "А что будет сегодня вечером, чего от меня ждут?" Не каждый спектакль, конечно... Когда есть настроение, когда у всех ИГРОВОЕ состояние.
О партнёрах
Меня как-то спросили, есть ли у меня любимый партнёр по сцене. Это зависит от спектакля, но если называть кого-то, с кем совсем-совсем легко и просто - это Женя Кениг, с ним мы общаемся на одной волне, и дружим вне работы. С ним мы друг друга чувствуем как партнеры, можем по-хорошему хулиганить на сцене, и каждый спектакль с ним для меня приключение!
В профессиональном отношении мне много помогает Евгений Рубин, с ним репетиция никогда не заканчивается по истечении назначенного времени. И не только с ним. У нас в театре, когда заканчиваются репетиционные часы, актёры продолжают обсуждать что-то сами, в кулуарах... думать, рассуждать, разговаривать о своих ролях. Трудно выделить кого-то одного, со всеми есть точки соприкосновения. Мы делимся друг с другом историями из жизни, кто-то может напомнить: "Наташа, у тебя был вот такой момент...", и это очень помогает! Когда мы общаемся после репетиций, я много чего начинаю понимать...
За что я ещё ценю Женю Рубина - он даёт мне не только тепло и поддержку, но ещё... (Задумывается) если можно так выразиться, некую философию, общее смысловое поле, в котором каждый из нас занимается актёрской профессией. Особенно это ощущалось во время репетиций "Шутников" А. Н. Островского. Сначала Вячеслав Васильевич {Долгачёв} произносил свои замечания, а после мы оставались с Женей - и вдвоём обсуждали роль. Одно дело - самой работать над персонажем, это необходимо, я это и так всегда делаю; другое - слышать нужные и важные слова от режиссёра... и третье, когда общаешься с партнёром по-дружески, на равных, - всё окончательно укладывается в голове. Ты ложишься спать в растерянности, а просыпаешься уже с чёткими и ясными мыслями.
Огромная радость - играть рядом с настоящим мастером, профессионалом. Чем круче твой партнёр, тем ты сильнее тянешься за ним, тебе есть к чему стремиться, попасть на его уровень! Мы все, и во время подготовки спектакля, и во время выступления, энергетически подключаемся друг к другу. Чем лучше играет партнёр, тем сильнее играешь ты, потому что среди хороших артистов ты растёшь, развиваешься, набираешь очки. И это не обязательно должны быть "звёзды", просто сильные артисты, у которых есть чему поучиться.
Об актёрских буднях
Самое простое для актёра - выучить текст. У нас есть репетиции застолья, когда мы в буквальном смысле сидим за столом и - неделю, две, три, - репетируем с ролью перед глазами. Думаем, как её сделать, воображаем, представляем... а потом "встаём на ноги", запоминаем мизансцены. И эта память физических действий становится отправной точкой для следующего этапа разработки персонажа. Бывает так, что перед спектаклем, который ты давно не играл, ощущение - будто всё происходит впервые. И немножко страшно: как всё будет?.. Но вот, ты переступаешь порог... вдыхаешь знакомый запах, чувствуешь декорацию, ловишь глазами свет; тело само вспоминает мизансцену, кожа ощущает знакомую ткань костюма... и ты идёшь в нужную сторону - туда, куда нужно, как запомнил твой организм, и ноги-руки вдруг отзываются, и губы складываются в улыбку. Язык сам произносит то, что необходимо произнести. Поэтому, как ни странно, актёры ВСЕГДА знают текст.
Была ли в моей жизни какая-то особенно трудная роль, требующая работы "на сопротивление", через "не могу", "не понимаю", "не люблю", "не хочу"?.. Сложно сказать. Этот вопрос связан с другим: есть ли у тебя чувство "потолка". Слава Богу, у меня пока не было задачи, перед которой бы я моментально спасовала, и не было ролей, которые бы как-то уж очень трудно давались. Было другое: я знакомилась с материалом и не понимала сначала, КАК это делать. Однако потом, в процессе работы, такие сомнения уходили сами по себе, и я даже не берусь определить, в какой именно миг это происходило. Для меня это вопрос времени. Мне нужен какой-то срок, чтобы "переварить" предложенный текст, обдумать его, понять, впустить в себя... У меня это происходит как-то "по-природному", органично. Допустим, Вячеслав Васильевич говорит со мной о роли, спрашивает: "Вы понимаете?" Даже если на самом деле я ещё не всё понимаю, какие-то глубинные течения во мне уже приходят в движение, создают драматическое напряжение, из которого вот-вот что-то родится...
Потом режиссёр опять говорит мне, как всё должно быть, как он представляет, куда, с его точки зрения, я должна стремиться. Я продолжаю думать... а потом, на третьей, четвёртой, пятой, десятой репетиции, вдруг - ррррраз!!! Всё включается, и всё идёт по рельсам. Без каких-либо специальных усилий с моей стороны. Просто благодаря тому, что я усвоила информацию, и смогла её обработать. Думаю, нет неудачных ролей, есть недостаток времени на их освоение, и желания их сыграть.
Не сдаваться, не отчаиваться!
Наверное, я просто такой человек: не позволяю себе унывать. Как известно, уныние в православии является смертным грехом, потому что, проявляя этот грех, человек сознательно гасит свои жизненные силы, убивая сам себя. Даже если что-то не ладится, я всё равно твержу себе, и верю в это: "Нет, это МОЯ роль! Нет, у меня всё равно получится!" В театре ты можешь как-то искать, думать, параллельно со своей основной работой, пытаться искать "запасной аэродром" в виде съемок... Но, на самом деле, это иллюзия. Кино, сериалы... это всё другая ПРОФЕССИЯ, с моей точки зрения, весьма опосредованное отношение имеющая к тому, чем мы занимаемся изо дня в день. Да, там есть актёрские задачи определённого рода... Но это совсем другая сфера.
О кино
Там можно ошибаться, у тебя в любом случае будет дубль. Там, если ты не можешь настроиться, включат музыку - и ты погружаешься, куда нужно. Там есть много шансов, есть право на промах. А в театре ты либо сыграешь спектакль, либо нет. И ещё... В театре (любом, не только в нашем) существует определённый этикет. Я имею в виду не какие-то формальные социальные реверансы, а правила общения с художественным руководителем, помощником режиссёра, другими актёрами... Это очень простые, но вместе с тем важные правила: во время репетиций громко не разговаривать, в уличной обуви не ходить по сцене, ничего не жевать за кулисами, здороваться с теми, кого ещё не видел сегодня... Да, это может показаться мелочью. Но если ты не умеешь себя вести в обществе, ставишь себя выше других, твоя невоспитанность и эгоизм в театре обязательно вернётся к тебе бумерангом. А в кино... (Пауза) Там могут быть случайные люди, и атмосфера совсем иная. Тем, кто не учился в театральных вузах, не прививали культуру существования в мире творчества, те негласные правила, которые мы впитали ещё в институте.
В кино совсем другой принцип репетиций, другая манера общения с режиссёром... Наверное, в театре больше магии. Магии межличностной, магии энергетической, магии творения. В театре, даже если что-то не получается, ты трудишься, думаешь, режиссёр тебя подталкивает... и наконец что-то такое ВМЕСТЕ тебя выбрасывает на нужную волну, и всё начинает получаться. А в кино... ну, есть приспособления, облегчающие тебе внутреннюю работу, искусственно запускающие твои актёрские "механизмы". Я стараюсь к ним не прибегать.
В кино и сериалах сейчас появилось много непрофессионалов. Кого только ни встречаешь на кастингах!.. (Смеется) Юристы, маркетологи, какие-то вообще люди без профильного образования, безо всяких навыков, которые просто решили: "Почему бы нет?" Я как-то попробовала принять участие в конкурсе на съёмки в рекламе... пришла, посмотрела, спросила себя: "ЧТО Я ЗДЕСЬ ДЕЛАЮ?!." И на этом всё завершилось. Теперь у меня есть агент, и больше я в такие авантюры не ввязываюсь...
Разумеется, не на всех съёмках в кино присутствуют случайные люди, это зависит от режиссёра, команды, сценария, множества других факторов. Есть очень и очень крутые проекты, где работают профессионалы, и тоже происходит магия... но она другая. Совсем другая.
Увидеть Наталью Гришагину можно на сцене Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2)
СТРАНИЦА АКТРИСЫ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ