Эксперт журнала «Госзакупки.ру» рассказал, какие требования к участникам закупок ФАС посчитает избыточными. При составлении извещения вы устанавливаете единые и дополнительные требования к участникам. Воспользуйтесь статьей, чтобы не допускать ошибок.
В законодательстве о госзакупках предусмотрены единые и дополнительные требования к участникам закупок. Единые требования перечислены в части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. К таким требованиям относится, например, наличие лицензий или отсутствие у участника ограничений для участия в закупках.
К дополнительным относятся требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. В зависимости от объекта закупки и НМЦК к участникам могут быть установлены требования в соответствии с постановлением Правительства от 29.12.2021 № 2571. Первое — наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта. Второе — наличие оборудования для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании. Третье — опыт работы, связанный с предметом контракта. Четвертое — необходимое количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок, которые нарушают требования Закона № 44-ФЗ. Но нередко заказчики устанавливают излишние требования к участникам закупок, что приводит к необоснованному ограничению числа потенциальных участников. Рассмотрим далее подобные ситуации.
Требовать лицензию на часть работ, если для основного объекта закупки лицензия не требуется
Комиссия ФАС выявила, что заказчик нарушил Закон № 44-ФЗ — установил излишние требования к участникам закупки. Потребовал предоставить лицензию на право выполнять работы по технической защите конфиденциальной информации, на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и др.
Согласно техническому заданию закупочной документации в рамках исполнения обязательств по государственному контракту требовалось выполнить обслуживание инженерных систем здания, уборку прилегающей территории, в том числе вывоз снега.
Комиссия ФАС установила, что в техническом задании содержится перечень работ, для выполнения которых необходимо наличие лицензий: обслуживание рентгенотелевизионной досмотровой установки, охранно-пожарной сигнализации и др. Вместе с тем указанные работы являлись составной частью объекта закупки.
Комиссия установила, что объект закупки — обслуживание инженерных систем здания, уборка прилегающей территории и вывоз снега — является нелицензируемым видом деятельности. Поэтому решила, что заказчик неправомерно установил требование о наличии лицензий.
Кроме того, согласно положениям закупочной документации, при исполнении государственного контракта исполнитель вправе привлечь к выполнению работ субподрядчиков, имеющих соответствующие лицензии.
Документ: решение ФАС от 03.12.2021 № 28/06/105–1595/2021.
Требовать, чтобы лицензия действовала от размещения извещения до окончания исполнения контракта
Комиссия ФАС выявила нарушения в действиях заказчика, который установил излишние требования о предоставлении лицензии. Заказчик установил срок действия лицензии с момента размещения извещения и до окончания срока действия контракта.
Комиссия исходила из того, что в Законе № 44-ФЗ не предусмотрена возможность устанавливать указанное требование к лицензиям, которые предоставляют участники закупок.
Документ: решение ФАС от 26.11.2021 № 28/06/105–1506/2021.
Требовать членство СРО в области архитектурно-строительного проектирования при выполнении работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства
Участник подал жалобу в ФАС на заказчика из-за того, что он не установил требование о наличии у участника членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Согласно положениям технического задания, исполнителю контракта необходимо было выполнить реконструкцию объекта капитального строительства. Результат выполненных работ — реконструированный объект капитального строительства, введенный в эксплуатацию.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК установлено, что индивидуальный предприниматель или юрлицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий. Подготовку проектной документации — по договору строительного подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что ИП или юрлицо является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК.
При этом в закупочной документации отсутствовало требование к участникам закупки о наличии у них членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Комиссия руководствовалась тем, что при установлении требований к участникам закупки необходимо исходить из конечного результата, достигаемого в рамках исполнения обязательств по государственному контракту.
Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования при выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства является нарушением Закона № 44-ФЗ.
Документ: решение ФАС от 05.10.2021 № 28/06/105–818/2021.
Согласовывать привлечение субподрядных организаций к исполнению контракта
Согласно части 1 статьи 706 ГК, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Согласно техническому заданию исполнитель государственного контракта обязан согласовать привлечение субподрядных организаций с заказчиком, а также получить его письменное разрешение.
В законодательстве о закупках не предусмотрена процедура согласования заказчиком субподрядчиков, которые привлекаются к исполнению обязательств.
Документ: решение ФАС от 22.03.2021 № 21/44/105/280.
#фас россии #фас рф #федеральная антимонопольная служба #судебная практика #44-фз