Найти тему

Джем важного долженства

Оглавление

В Ижевске сочно и звучно отпраздновали Международный день джаза

В канун продолжительных майских каникул на сцене Удмуртской филармонии ижевские джазмены, пригласив в гости друзей-соседей из столицы Башкирии, устроили яркий jam session, или попросту «джем», отметив еще один красный день в музыкальном календаре - Международный день джаза в особый год для всей отечественной джазовой музыки – предстоящего 100-летнего ее юбилея.

Жизнь маэстро в свинговую раскачку

Идеологом и «вечным двигателем» недавнего концертного боевика выступил Борис Беккер – человек, музыкант-мультиинструменталист и маэстро, душа которого вот уже несколько десятилетий находится в созвучии со всей хорошей живой музыкой, а сердце бьется в джазовых ритмах.

– Мне повезло в том, что еще в далекой молодости мое бытие стал определять джаз – года полтора назад в ярком остросюжетном интервью для Удмуртской филармонии Борис Владимирович раскрывал себя. – Однажды придя в музыку, я никогда не хотел «корячиться под «фанеру», чтобы потом мне не стыдно было посмотреть в зеркало… Поэтому, как и раньше, сейчас я продолжаю жить свингуя. В смысле, живу и работаю, раскачиваясь в ритме свинга! И как только я вдруг начинаю ощущать, что теряю эту раскачку, чувствую, что у меня начинается некий творческий застой, тогда я тут же отправляюсь на поиски этого необходимого свинга. И в этих исканиях крайне важное значение для меня имеет сохранение эмоционального интеллекта, желание постоянно играть музыку, неустанно продолжать учиться и хотеть делать свое дело сегодня и завтра лучше, чем ты делал это еще вчера…

Дуэт впечатленных башкирских соседей

Стоит заметить, что ижевское джазовое приношение получило весомый межрегиональный статус и органично вошло в синтез с другими музыкальными жанрами – джаз-роком, роком и качественной современной эстрадой.

Причем для обоюдного расширения музыкантского кругозора в столицу Удмуртии десантировались два гостя из Уфы – тенор-саксофонист Антон «Буз» Сальников и его духовой наставник, настоящий джазовый гуру трубач Артур Гимаев.

– А почему «Буз»?! – зацепившись за «первый движущийся предмет», недолго думая спросил у нового знакомого филармонический журналист.

– Это мой сценический псевдоним, потому что родом я из Бузулука, что расположен в Оренбургской области, – пробасил тенорист с завидной кудрявой шевелюрой и разъяснил мотивы своего появления в родниковом крае и в его главном центре. – Это наш давний друг Дмитрий Машнин пригласил меня и Артура поиграть хороший джаз, и мы с удовольствием откликнулись на это предложение. Кстати, мы получили удивительные впечатления не только от выхода на сцену, но и от путешествия по Удмуртии, потому что нам удалось посмотреть великолепные старинные храмы в селах на правом берегу Камы и пройтись по улицам Ижевска – очень красивому городу.

– Надо сказать, что за длительное время пандемии джазовая музыка в Уфе немного «законсервировалась», и поэтому мы с огромным желанием решили приехать к вам в гости для того, чтобы перестать «вариться в собственном соку», оторваться от наших реалий и увидеть то, чем живут и ощутить то, чем дышат наши ижевские коллеги, – Артур Гимаев исполнил важное вербальное соло.

Затем сделал короткую паузу и опять взял слово, не без гордости сообщив, что в минувшем апреле в столице Башкирии уже в 15-й раз прошел джазовый фестиваль «Розовая пантера», в котором принимали участие авторитетные российские и зарубежные музыканты и эксперты.

– Зато наш традиционный и международный IzhJazzFest даже постарше вашего будет! В феврале ему уже двадцать один раз «стукнуло», – с иронией изобразив высокомерие, под общий смех отозвался наш обозреватель.

Однополчанин музыкантов Лундстрема и Гараняна

Персональное приглашение в адрес двух уфимских соседей от Дмитрия Машнина заставило вспомнить, что в конце марта у этого известного ижевского трубача на филармонической сцене прошел авторский вечер, посвященный 30-летию его карьеры в музыке.

– Мне же исполнилось всего 16 лет, когда я начал работать в Государственном оркестре духовых инструментов Удмуртии, – Дмитрий Машнин оглянулся в истоки, как принято говорить, своей творческой деятельности. – Что касается моего знакомства с джазом, то это произошло во время службы в армии. Моими однополчанами были прекрасные музыканты, работавшие в оркестре великого Олега Лундстрема и в знаменитом ансамбле «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна. Для меня это было огромным везением, которое дало мощнейший толчок к увлечению джазовым искусством и стало наглядным примером того, как надо играть джаз!

В местном музыкальном социуме большинство его адептов прекрасно знают о том, что Дмитрий Машнин многостаночник, который играет в концертном оркестре «Арсенал-бэнд» у Бориса Беккера, в биг-бэнде ИжГТУ под руку Андрея Елисеева, и помимо этого в звании капитана возглавляет и дирижирует военным оркестром.

– Работа в разных жанрах музыки позволяет мне расширять репертуарные рамки, – вдохновенно заявил музыкант. – Между прочим, в джаз я пришел еще и потому, что здесь своими творческими идеями, сознанием, мыслями, инструментальной подачей можно стирать жанровые и стилевые границы, далеко вперед отодвигая творческие горизонты. Меня это не только радует, но очень помогает в жизни! Это дает мне постоянную возможность делать то, что должен делать артист в первую очередь – дарить людям радость! – сказал и живописно улыбнулся трубач и дирижер.

-4

Своевременная философская мысль

Причем Дмитрий Машнин вольно или невольно высказал очень своевременную, важнейшую для нынешних непростых времен, а значит остроактуальную сегодня мысль о долженстве.

Долженстве как философской категории свободы, когда человек и общество выстраивают свое существование, защищая его от внешних и внутренних этических угроз. При этом долженство признаёт обязательность соблюдения порядка, но и право личности на автономию и самодостаточность взглядов на жизнь…

«Новая классика» для мозгового инструментария

Повторимся, что датский джазовый джем – в том смысле, что под праздничную дату – вошел в синтетическую творческую комбинацию с другими музыкальными течениями и среди рокеров, державших ответ за ижевскую секцию рок-музыки можно было обнаружить лидера группы «Эцих с гвоздями» бас-гитариста Федора Мартьянова.

– Рассказывая свою историю прихода к джазу, я обращусь к английской музыкальной сцене начала 70-х годов, – интригующе повествовал следующий мой собеседник. – Имею в виду, что я слушал прогрессив-рок от King Crimson, Emerson, Lake & Palmer, а еще от Yes и Genesis. – Через их музыку я приобщился к этой культуре и сейчас стараюсь не забывать рок, но одновременно наверстываю себя в джазовом мире. Когда Борис Владимирович Беккер приглашает меня поиграть джаз, я стараюсь не отказываться, потому что вокруг него всегда собирается большое количество классных музыкантов со своим почерком и интересных людей в жизни, которые на сцене и за кулисами делятся с молодыми коллегами и с публикой тем завидным опытом, накопленным за жизнь и музыкантскую карьеру.

– Федя! В названии вашего музыкального детища есть суровое словечко «с гвоздями». Это толстый намек на откровенный heavy metal или хотя бы на хард-рок?

– В реалиях это мой экспериментальный проект с намеком на более тяжелый рок, – с улыбкой откликнулся басист.

– При этом звонкий эпитет «эцих» стоит расценивать как прямую отсылку к эстетике кинорежиссера Георгия Данелия и к его неувядаемой философской притче «Кин-дза-дза»?

– Точно! Этот фильм остается актуальным до сих пор! Вообще-то я люблю изучать историю и культуру нашей страны в разных эпохах и когда впервые увидел ленту Данелия, то осознал, что хочу использовать его специфический язык для своего творчества. Весь «секрет» этой аллюзии состоит в том, что на основе джаза я хочу совместить рок-культуру 70-х годов с ее большими музыкальными формами и современное хип-хоп звучание. Хочу создать «новую классику», прививая молодым людям культуру потребления больших объемов музыкальной информации.

– И что движет вами в этом синтезе?

– Желание сохранить в человеке его мозговой инструментарий, чтобы он продолжал мыслить, думать и вырабатывать в себе критическое мышление к окружающим нас реалиям.

Музыка как свобода в выражении внутренних переживаний

Интересно, что почти три месяца назад, готовя к публикации серию интервью с хэдлайнерами февральского IzhJazzFest'21, мы процитировали фразу барабанщика московского LRK Trio Игната Кравцова о том, что у «джазового вокала всегда есть преференции перед инструментальным голосом, когда многие меломаны гораздо живей и быстрей реагируют на слово, нежели на звук».

Очередное подтверждение этому умозаключению филармонический журналист обнаружил в том самом джеме, когда на авансцене появилась певица и композитор Александра Ласкина.

– Джазовая музыка давно нравилась мне, но впервые я начала петь джаз всего лишь с десяток лет назад, – в лаконичном интервью между номерами Саша рисовала даже не автопортрет, а только эскизы к нему. – Это произошло после того, как известный ижевский трубач Дмитрий Дудин увидел и услышал у меня вокальные способности. «Саша! Ты очень бодрая и тебе надо петь джаз!» – сказал Дима, по сути дела, выдав мне билет в джаз. И в первом же знакомстве с этим потрясающим искусством я открыла для себя громадный… Нет, не громадный, а колоссальный и необъятный мир, в котором можно идти на экспромт, на эксперимент, в котором приветствуется импровизация, что я любила делать в своей жизни с раннего детства. Ну а второй знаковой встречей с ижевским джазовым социумом стало знакомство с Борисом Беккером с подачи моего близкого друга, скрипача Андрея Сергеева. Должна сознаться, что я очень долго не слушала никого из джазовых певиц, потому как была одержима огромным желанием сделать в музыке что-то «исключительно своё». Зачастую в музыке бывает так, что когда ты слушаешь кого-то из артистов, то невольно копируешь их манеру исполнения, трактовки и интерпретации. А мне хотелось петь не как кто-то, а как пою только я, – обаятельно улыбнулась Александра Ласкина. – Но сейчас по прошествии времени я наоборот начала слушать очень много музыки и с восхищением открываю для себя классных музыкантов. К примеру, не так давно была потрясена американской вокалистку и басисткой Эсперансой Сполдинг. При этом по-прежнему я предпочитаю не повторять за кем-то, а находить баланс между услышанным и собственным прочтением. Что-то беру от других музыкантов, применяю это, соединяю со своим в исключительно интересном синтетическом творческом процессе. Сегодня я убеждена в том, что музыка – это лучшее из того, что создано человечеством. Это свобода в выражении внутренних переживаний и с этими ощущениями я продолжаю жить!

Наверное, это тоже особенно ценно в режиме «здесь и сейчас», когда необходимо крайне аккуратно использовать вербальное общение, но зато можно выражать свои сокровенные мысли с помощью музыкального языка…

Текст: Александр Поскребышев