В настоящее время российское общество вступило в новый этап своего развития, характеризующийся переменами духовных установок, менталитета в первую очередь у подрастающего поколения.
Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.
Проблема ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте является принципиально значимой для решения вопросов, связанных с личностным развитием молодого человека, с решением им важнейшей из задач развития в период личностного самоопределения.
Понимание особенностей системы ценностных ориентаций старшеклассников, в частности особенностей ценностных ориентаций девушек и юношей, очень важно для работы педагогов и психологов с данным возрастом, а также при разработке коррекционных и развивающих мероприятий в образовательной организации.
На базе МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева» г. Братска было проведено исследование по изучению особенностей ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте. Количество 68 человек: 34 девушки и 34 юноши.
Исследование привело к следующим выводам:
- Оценка старшеклассниками материального положения своих семей свидетельствует о высокой дифференциации их стартовых возможностей по экономическому показателю во взрослую жизнь. Большинство оценивают свое материальное положение, как среднеобеспеченное. Только каждый третий относит себя к обеспеченным и богатым.
- Образование для старшеклассников является инструментальной ценностью. Респонденты в целом положительно оценили свои успехи в учебе. Большинство в старших классах много времени отводят поступлению в ВУЗ. Но успеваемость девушек выше, чем юношей. Можно предположить, что для девушек учеба является большей ценностью, чем для юношей.
- Основная масса старшеклассников считает, что имеет возможности для самореализации в Гимназии. Среди юношей больше с полной самореализацией, а среди девушек - с частичной. К сожалению, каждый пятый старшеклассник так и не адаптировался к школе, а, следовательно, не смог себя реализовать в Гимназии. Можно предположить, что они в большей степени реализуются вне стен школы.
- Старшеклассники активно используют разные формы проведения досуга, сочетая как активные, так и пассивные. В досуге респондентов заметное место занимает общение с друзьями, причем виртуальное общение доминирует по сравнению с реальным. Можно предположить, что это делает их более зависимыми и ведомыми. Среди девушек больше, предпочитающих в свободное время читать книги, заниматься художественным творчеством. А среди юношей больше, предпочитающих в свободное время подрабатывать, заниматься спортом, сидеть за компьютером в интернете или играть. Менее популярными формами проведения досуга респондентами являются: волонтёрство, участие в политических и религиозных организациях.
- Большинство старшеклассников предпочитают проводить свой досуг с родственниками или друзьями. Это подтверждает ценность семьи и дружбы для респондентов.
- Приблизительно у половины старшеклассников высокий уровень нравственности. Лишь незначительный процент респондентов склонны часто совершать асоциальные действия. Однако следует отметить высокое число использующих нецензурную брань (72%), употребляющих спиртные напитки (40%) и курящих (25%). Среди них больше девушек. Половина старшеклассников, хотя не совершает, но и не осуждает добрачные половые связи.
- Старшеклассников больше всего тревожит проблема самореализации и нестабильная политическая обстановка в стране. А меньше всего - отсутствие взаимопонимания с близкими, не встретить любимого человека и не суметь создать семью. Более тревожными оказались девушки.
- Счастливыми старшеклассников делают как материальные, так и нематериальные ценности. Среди девушек выше процент по самореализации и миру на земле, а среди юношей - по материальному благополучию и достижению мечты. Только каждого третьего респондента счастливым делают успехи в учебе.
- По вопросу воспитания детей старшеклассники спроецировали свою собственную систему ценностей. Прежде всего респонденты хотели бы воспитать у своих будущих детей нравственные и волевые качества, ценность семьи. А также дать им хорошее образование. Меньше внимания в воспитании детей старшеклассники уделяют формированию патриотизма (гражданской позиции, убеждений, любви к Родине). С данным мнением больше юношей.
- Мнения респондентов по жизненному кредо неоднозначны. Половина старшеклассников занимает активную жизненную позицию и незначительный процент (10%) – пассивную. Часть респондентов выбрали кредо, связанные с человеческими качествами и состояниями. Среди девушек больше за свободу в жизни. А среди юношей – считающих, чтобы выжить и преуспеть, надо драться за свое место в мире.
- Старшеклассники показали широкий спектр жизненных целей в своих ответах. Их жизненные цели связаны как с материальными, так и с нематериальными ценностями. Для большинства респондентов главной жизненной целью является желание жить в достатке (75%) и в гармонии с самим собой (76%). Показатели девушек по многим жизненным целям выше юношей.
- Среди юношей больше тех, кто уверенно и с оптимизмом смотрит в будущее. А среди девушек большинство сомневается в том, что жизнь сложится удачно.
- Каждый второй респондент уверен, что в жизни добьется большего, чем его родители.
По этим выводам можно составить рекомендации:
- Необходимо проводить с учащимися мотивационные обучения на тему, что каждый человек может добиться успехов в жизни. Это касается положения в обществе, материального благополучия и обретение семьи. Такие работы можно давать самим учащимся. При этом важно подкреплять это реальными жизненными примерами, как из жизни известных людей, так и на примере родных и близких самого выступающего.
- Необходимо выстраивать модель обучения таким образом, чтобы учащиеся получали максимум от процесса обучения. В этой связи крайне важна двухсторонняя связь между учитель-ученик и ученик-учитель. Чтобы в случае непонятной ситуации проблемы могли решаться в самом зачатке. Именно этим обусловлен 3-й пункт выводов.
- См. пункт выше. При адекватной двухсторонней связке ученик-учитель и учитель-ученик, когда ученик не будет замыкаться в себе, адаптация и самореализация будут выше. Так же в этой связи важно общение психолога с учениками. О важности коллектива в формировании личности – «один за всех и все за одного».
- Нельзя полностью отрицать существование виртуальных форм общения. Потому что в условиях интернетизации общества от этого всё равно никуда не уйти. Важно донести до учащихся, что настоящее общение даёт возможности для более открытого общения. Даёт возможность лучше узнать человека. А за компьютерными «ником» и «аватаром» может прятаться совсем не тот человек, за которого он выдаёт себя. Важно разъяснять учащимся правила интернет-безопасности. Именно уменьшение доли компьютера в жизни учащегося даст возможность больше раскрыть себя, освободить время для чего-то большего: общение с родными, друзьями, самообразование, волонтёрство.
- Тема досуга является действительно очень важной. Наибольшая ценность – это семья. Потому что именно семья поддерживает нас в любой, даже самой сложной ситуации. Даже там, где отойдут в сторону те, кого мы считали друзьями. Важно понимать и объяснять, что такое дружба. Не бывает 100500 друзей. 1, 2, 3…5. Не более. Это именно те, кто с нами и в радости, и в грусти.
- Необходимо стараться найти со старшеклассниками общий язык и способ донести информацию о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Не назидательно-запрещающе, а простым языком, чтобы была понятна причинно-следственная связь между асоциальными поступками, матом, курением, пьянками, добрачными связями и тем, что может в результате произойти.
- Проблема самореализации всегда будет актуальна. Учащийся должен быть уверен, что при надлежащем уровне усердия в том, чем он занимается, будут соответствующие результаты, которые дадут возможность реализовать себя.
- Родителям, Педагогам, психологу важно уметь донести, что понятие счастья очень ёмкое и находится в балансе, как материальных, так и нематериальных благ.
- Вопросы патриотического воспитания на самом деле должны иметь место. В том ключе, что молодёжь - это будущее нашей страны. Они не должны быть политизированы.
- Что касается кредо и жизненных ценностей, то в данной ситуации важно всем, кто принимает участие в воспитании молодёжи и самой молодёжи, что для достижения гармонии важно всё: и активная жизненная позиция, и материальные ценности и нематериальные, ибо они взаимосвязаны.
- Хорошо, что много оптимистически настроенных юношей. Важно постараться разобраться, в чём сомнения девушек.
- Чтобы каждый второй респондент добился большего, чем его родители, необходимо постоянно доносить до него, что успех – это, прежде всего, труд.