Найти тему

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ «ТАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Совершенно случайно обнаружил одну из своих самых первых (если вообще не самую первую) книжных рецензий. Долго думал, стоит ли ее выкладывать здесь, будет ли она интересна сейчас, спустя 17 лет после своей публикации. Конечно же, вместе с тем есть серьезные опасения, о том может ли она сегодня быть опубликована именно в своем «первоначальном» виде не вызывая ненужного «внимания»?

Все-таки, решил опубликовать ее по нескольким причинам:

Во-первых, даже не смотря на то, что сейчас книгу «Словарь тактической реальности» с трудом найдешь даже в электронном виде, она по-прежнему не утратила своей актуальности и, не побоюсь, этого слова значимости. Конечно, информационные технологии сегодня ушли значительно вперед. Некоторые моменты как в рецензии, так и в самой книге уже значительно устарели. Но тем не менее, общий посыл книг по прежнему актуален, а в некоторых вопросах с годами стал даже острее.

Во-вторых, это чувство своеобразной ностальгии. К сожалению, сегодня интересных книг по подобным направлениям знаний издается не очень много. А если уж и выходят, то очень ограниченным тиражом, что и обуславливает непомерно высокую цену. Другие книги Конрада Беккера на русском языке более не выходили, хотя он постоянно выпускает новые интересные материалы по теме.

Кроме того, в 2005 г. эта рецензия вышла в глянцевом бумажном журнале и потому она имеет право на жизнь и в электронном формате. Потому, далее и будет текст из того далекого времени.

Книга австрийского философа Конрада Беккера, под названием «Словарь тактической реальности. Культурная интеллигенция и социальный контроль» была переведена на русский язык в 2004 г., т.е. спустя всего два года после выхода на языке оригинала. Для произведения современной философии, особенно касающейся такой достаточно специфической темы, как культурная деятельность в условиях «дезинформационного общества» это явление достаточно уникальное. Попробуем все-таки разобраться, какие же причины могли побудить переводчиков и издателей выпустить это в достаточной степени сложное произведение в таком «стахановском темпе».

В первую очередь, хочется отметить очевидный факт: близость многих изложенных в книге материалов современному антикультурному (а вернее, антимасс-медийному) сообществу. В частности это, по сути, единственная зарубежная книга в которой можно встретить оправдание такого явления как «антикопирайт». Думаю никому не нужно объяснять, что фактически это явление создали русские арт-активисты зАиБи (движение за Анонимное и Бесплатное Искусство). Разница лишь в том, что легендарный значок заибистов перечеркивал корпоративный © крест-накрест, а у Беккера – слева на право. И это лишь только один эпизод, что сближает данное произведение с современной российской андеграудной культурой вообще и культурой киберподвполья в частности.

В этой связи хочется ответить на наиболее актуальный вопрос: какую пользу может принести данное пособие современному движению культурного сопротивления.

Во-первых, книга позволяет нам возродить одно из ключевых слов характерное исключительно для русской революционной традиции – интеллигенция. Но при этом обогащая его всеми оттенками смыслов присущих информационной эпохе. Автор употребляет английское слово «intelligence», синонимически сближая «разведку» и «разум», а также вовлекая значение, как «разум общества». Результатом становится сложное и, местами, парадоксальное взаимодополнение-взаимоуточнение значений. Как это применяется на практике надо читать в самой книге. Но в целом становится ясно, что термин «интеллигент» за прошедшее время ни сколько не устарел, а приобрел новый гораздо более серьезный и многомерный смысл. А из рассуждений К. Беккера можно сделать вывод, что именно это культурное сообщество в будущем сможет противостоять не только засилью «брендов», но и большинству государственных систем, активно использующих эти бренды не только в рекламных, но и в политических целях.

Во-вторых, «Словарь» способен достаточно серьезно расширить понимание границ действующей реальности и более-менее точно определить, где заканчивается действительность, а где начинается наше представление о ней и как это можно использовать для завладения вниманием активных масс населения. В условиях, когда многим современным активистам приходится быть не столько революционерами, сколько квазиреволюционерами, именно это может быть фактором, способным привлечь к их деятельности внимание.

В-третьих, данное произведение способно достаточно серьезно обогатить не только интеллектуальный уровень читающего, но и словарный запас. В «Словаре» встречается достаточно много терминов, которыми оперируют многие современные философы, но большинству людей они не понятны. Книга поможет осмыслить эти термины и явления и вывести уже на принципиально иной уровень понимания окружающего мира через символы, с которыми даже на подсознательном уровне мы встречаемся ежедневно.

В итоге хочется порекомендовать данную книгу, кто хочет видеть глубокую суть тех процессов, которые нам пытаются показывать. Но не следует удивляться и негодовать, если по началу «Словарь» покажется сложным и непонятным. Знания не даются легко, они приходят через понимание и осмысление.

2005 г.