Жизненный опыт – понятие, которое часто употребляется в положительной коннотации и используется, как аргумент при споре. «Что вы можете знать о жизни? А вот я-то пожил, повидал!» - говорят нам люди, апеллирующие к жизненному опыту, как к некому личному достоинству.
При этом подспудно подразумевается, что чем сложнее, тернистее и разрушительнее для личности этот самый жизненный опыт был, тем он мощнее и качественнее – ну как старое дорогое вино. В общем, все как у Гайдара в «Судьбе барабанщика»: «Пострадал старик, пострадал, - говорили пассажиры».
В действительности, здесь мы опять имеем дело со смешением формы и содержания и использованием формального внешнего обстоятельства для силового давления. Да, когда вам кто-то говорит, что у вас, в отличие от него, маловато жизненного опыта – это, безусловно, агрессия. Формально это выглядит как аргумент в дискуссии, а фактически вас хотят унизить и обесценить.
Теперь давайте посмотрим, а что же представляет из себя этот самый жизненный опыт у тех, кто использует его как орудие или козырь в карточной игре. На самом деле, если вы внимательно понаблюдаете, вы увидите, что с этим жизненным опытом все не так гладко.
Например, в силу места жительства и профессии мне лично приходилось много общаться с людьми действительно уникальной и трагической судьбы – в частности, теми, кто пережил блокаду Ленинграда, ходил в 14 лет на работу пешком зимой с Васильевского острова до Кронштадта – а это, на минуточку, около 50 км, сидел голодный на уроках в неотапливаемой школе в минус 20, каждый час бегая в бомбоубежище, кто потерял в блокаду всех родных и близких.
И ни один из этих людей ни разу не упрекнул меня в наивности вопросов, не поставил мне на вид недостаточность моего жизненного опыта, и не использовал свой, поистине грандиозный и немыслимый жизненный опыт, для унижения и обесценивания. Все эти люди были удивительно добры, просты, деликатны и тактичны в общении – это вообще были лучшие люди, которых я знала в жизни.
А жизненный опыт тех людей, которые использовали его для агрессии, обычно выглядел как череда постоянных компромиссов и сделок с совестью. Как правило, это были люди, например, предававшие друзей ради карьеры, плохо обращающиеся со своими детьми, не выбирающие средства ради достижения материального успеха и всевозможных благ. Это были довольно циничные, жестокие и равнодушные к чужим страданиям люди. И чем отвратительнее и нелицеприятнее был их жизненный опыт, тем охотнее они ставили его на вид и тыкали им в людей, построивших свою жизнь совсем по-другому.
Действительно, пресмыкаться перед сильными мира сего ради денег и карьеры, предавать друзей и родных – жестокий жизненный опыт, и он достоин нашего самого глубокого сочувствия. Но когда такие люди говорят в свое оправдание, что по-другому им было не выжить – это неправда. Всегда есть выбор. И жизненный опыт как раз и является результатом постоянной череды таких выборов. Он не ценен сам по себе – он ценен только качеством выборов, которые вы в жизни делали.