Найти тему
Военная Техника

Танк Т-34 "Стальной кулак"

Танк Т-34: рождение "стального кулака"

Т-34 - самый массовый танк Второй мировой войны и послевоенного времени
Т-34 - самый массовый танк Второй мировой войны и послевоенного времени

Исключительный, простой и самый массовый - все это относится к танку Т-34, который стал победоносным оружием и настоящей легендой Красной армии во время Великой Отечественной войны. Именно с данным танком Т-34 до сих пор сравнивают свои собственные проекты современные конструкторы бронетехники. Даже американский телеканал, в одной из программ Top Ten Tanks, назвал его лучшим танком за всю историю танкостроения в мире. Некоторые армии мира до сих пор использую данную технику.

Т-34 подготовка к Параду в День Победы
Т-34 подготовка к Параду в День Победы

Рождение легенды

Советский танк Т-34 был разработан в 1937–1940 годах в конструкторском бюро завода №183 (на данный момент это Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). С Самого начала, данная боевая машина создавалась в рамках развития легких колесно-гусеничных танков серии БТ, которые основаны на концепции быстроходных танков инженера США Джона Уолтера Кристи.

Данная модель проектировалась очень тяжело, так как в конце 1930-х годов сильно действовал репрессивный аппарат, что негативно отразилось на многих танкостроителей ( что рассказал Дмитрий Колмаков, являющийся инженером-конструктором Уральского бюро транспортного машиностроения). Когда начались работы по проектированию и созданию нового среднего танка, то Харьковский завод был практически полностью остановлен в своей работе. Но, тем не менее, работы велись прогрессивно и в очень быстрых темпах.

Автобронетанковое управление РККА 13 октября 1937 года назначило заводу тактико-технические требования, которые относились к созданию и разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20), с боевым весом 13–14 т, пушкой калибра 45 мм и броней толщиной от 16 до 25 мм.

Уже в мае 1938-го было решено создать гусеничный танк с более толстой лобовой броней 30 мм и гораздо мощным вооружением. Новый танк А-32, одновременно разрабатывался с БТ-20 и унаследовал его общую компоновку. Работой по созданию А-32 руководили конструктор Михаил Кошкин и помощники - Николай Кучеренко и Александр Морозов.

Танки Т-34 на тракторном заводе в Челябинске, 1942 год
Танки Т-34 на тракторном заводе в Челябинске, 1942 год

Опытные образцы БТ-20 и А-32 были изготовлены уже в мае 1939 года. После их испытаний, 19 декабря 1939-го, Совет народных комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и естественно принять его на вооружение, но с условием доработки по увеличению основного бронирования до 45 мм, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм. Улучшенные образцы танков испытывались во время советско-финской войны 1939–1940 годов.

Челябинск - производство Т-34
Челябинск - производство Т-34

В марте 1940-ого два Т-34 осуществили пробег по маршруту Харьков — Москва — Харьков (в одну сторону 750 км). И уже 17 марта в московском Кремле машины были выставлены на показ членам советского правительства во главе которого был с Иосиф Сталин. Сталин тогда произнес: "Это будет ласточка наших бронетанковых сил!" Позже так и случилось.

К началу Великой Отечественной войны было изготовлено более 1066 единиц Т-34. После вторжения немецких войск, производство танка развернули сразу в нескольких местах: на заводе №174 в Омске (на данный момент Омский завод транспортного машиностроения), на заводе "Красное Сормово" (на данный момент в Нижнем Новгороде), на Уральском танковом заводе №183 (сегодня — "Уралвагонзавод" в Нижнем Тагиле) и Челябинском тракторном заводе, "Уралмаш" (в настоящее время в Екатеринбурге).

1944 год, производство Т-34 на Урале
1944 год, производство Т-34 на Урале

Интересно то, что за годы войны, на уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин. Ни один танковый завод в мире не имел такой производительности, ведь с мая 1942 года каждые 30 минут с конвейера сходил танк. Самый последний Т-34-85 сошел с заводского конвейера в феврале 1946 года.

Тактико-технические характеристики танка Т-34

  • длина базовой модели без пушки — 5,92 м;
  • ширина базовой модели — 3 м;
  • высота базовой модели — от 2,41 до 2,72 м;
  • боевая масса — от 25,6 до 32 т;
  • максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч;
  • бронирование — до 45 мм (у машин образца 1940 года), до 90 мм в лобовой части башни у танков конца войны.

Силовая установка - дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с. В качестве основного орудия использовались различные 76-миллиметровые пушки (Л-11 образца 1938-1939 годов и Ф-34 1940-го). Дополнительное вооружение состояло из двух пулеметов ДТ калибра 7,62 мм (один из пулеметов устанавливался в верхней лобовой бронеплите корпуса, второй – был спарен с основной с пушкой).

Экипаж Т-34 состоял из четырех человек – командира, механика-водителя, радиста-пулеметчика и заряжающего. В последней модификации Т-34-85, число членов экипажа выросло до пяти и появился отдельный наводчик орудия.

"Сенсация Т-34"

В ходе Великой Отечественной войны танки Т-34 проявили себя как одни из лучших танков того времени. Они отлично зарекомендовали себя благодаря простоте в производстве и довольно простом обслуживании. В начале войны 76,2-мм орудие было самым мощным среди боевых машин их класса.

Высокие показатели танков Т-34 были продемонстрированы в Сталинградской битве. Уже в середине ноября 1942-го уральские танки влились в 7-й танковый корпус и сразу приняли боевое крещение.

Танк Т-34, Сталинград 1943 год
Танк Т-34, Сталинград 1943 год

На базе танка Т-34 были созданы самоходные артиллерийские установки Су-85, Су-122, Су-100. На его шасси выпускалась и другая техника, в том числе огнеметный танк ОТ-34.

Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34 различных модификаций. Уже в 1947 году в советских Вооруженных силах их стали заменять новыми средними танками Т-54.

Танк Т-34 на постаменте. На надписи: Благодарность советским освободителям от жителей общины Байльроде.
Танк Т-34 на постаменте. На надписи: Благодарность советским освободителям от жителей общины Байльроде.