Найти в Дзене

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ: как богослов открыл рецепт философского камня

Особый интерес для современных исследователей наследия Альберта Великого представляют его труды по изучению металлов и минералов. Кроме того, «всеобъемлющий доктор» (лат. doctor expertus), как его называли, внес огромный вклад в формирование алхимии, как совершенно отдельного вида знания в европейской культуре. В XIII веке алхимия серьезно вошла в культуру Европы, заняв особую нишу. Наследие герметического корпуса, античной философии и арабской алхимии слились в уникальный синтез учений. И отныне стремительное развитие алхимии в Средние века будет плотно связано с развитием философских идей и теологии. Альберт Великий при жизни написал огромное число произведений, касавшихся совершенно разных вопросов: ботаники, биологии, анатомии, теологии, минералогии, метафизики и т.д. В общей сложности собрание его сочинений составляет 38 томов. Кто хоть мало-мальски знаком с историей европейской алхимии, явно читал о трактате Альберта Великого «Малый алхимический свод». Знаменитый свод правил рабо
Оглавление

Особый интерес для современных исследователей наследия Альберта Великого представляют его труды по изучению металлов и минералов. Кроме того, «всеобъемлющий доктор» (лат. doctor expertus), как его называли, внес огромный вклад в формирование алхимии, как совершенно отдельного вида знания в европейской культуре.

В XIII веке алхимия серьезно вошла в культуру Европы, заняв особую нишу. Наследие герметического корпуса, античной философии и арабской алхимии слились в уникальный синтез учений. И отныне стремительное развитие алхимии в Средние века будет плотно связано с развитием философских идей и теологии.

Альберт Великий при жизни написал огромное число произведений, касавшихся совершенно разных вопросов: ботаники, биологии, анатомии, теологии, минералогии, метафизики и т.д. В общей сложности собрание его сочинений составляет 38 томов.

Кто хоть мало-мальски знаком с историей европейской алхимии, явно читал о трактате Альберта Великого «Малый алхимический свод». Знаменитый свод правил работы с минералами и металлами нам знаком благодаря переводу Вадима Рабиновича – знаменитого российского исследователя, философа в области европейского Средневековья и алхимии. (Его перу принадлежит книга «Алхимия как феномен средневековой культуры», 1979 г.).

Дословное название трактата можно перевести как «Книжица об алхимии». Однако, среди большинства современных исследователей, есть устоявшееся мнение, что трактат не принадлежал самому Альберту Великому. Несомненным остается тот факт, что произведение приписывалось посвященному доминиканскому священнику. Однако, скорее всего «Книжица об алхимии» была написана позже неизвестным автором, который был знаком с трудами Альберта по минералогии. Об этом трактате мы поговорим чуть позже и подробно разберем его содержание.

Картина - Томас Вэйк - Алхимик в своем кабинете, XVI век, Голландия
Картина - Томас Вэйк - Алхимик в своем кабинете, XVI век, Голландия

О минералах и металлах в пяти книгах

То, что подлинно принадлежало знаменитому философу-богослову – это труд, посвященный устройству минералов и металлов. По сути, мы имеем дело с научной энциклопедией, соответствующей знаниям своего времени. Полное название трактата выглядело так: «О минералах и металлах в пяти книгах» (De mineralibus et rebus metallicis libri quinque – лат.).

В книгах описываются свойства минералов, драгоценных и полудрагоценных камнях, металлах и природе вещества, которая не относится ни к тому, ни к другому классу. Сам Альберт называл такое вещество «нечто средним между металлом и камнем». К ним относились, например, соли.

В этом труде мы находим упоминание четырех первых элементов древних греков – воды, огня, земли и воздуха – как основополагающих универсалиях при возникновении любого вещества. Кроме того, философ ссылается на единство начал серы и ртути. Это единство было описано еще в трактате арбаского алхимика VIII века Джабира ибн Хайяна. Поэтому несомненным остается тот факт, что Альберт был знаком с трудами исламских алхимиков.

-3

Кроме того, в своей энциклопедии Альберт рассказывает о ключевых алхимических операциях при работе с минералами и металлами: дистилляции, кальцинации, сублимации. Также он описывает свойства 7 металлов: «живое серебро» или ртуть, свинец, олово, медь, золото и железо. При этом, сам философ скептически относится к превращению (или трансмутации) в золото или серебро неблагородных металлов.

Однако, Альберт не полностью отказывается от этой идеи. Он считает, чтобы превращение произошло, свойства металла нужно полностью уничтожить и преобразовать его в другой вид металла. Иными словами, неблагородный металл нужно вылечить от болезней, чтобы он преобразовался в благородный вид. Так можно получить золото. В Средние века, как известно, на этой теме будут спекулировать многие практикующие псевдо-алхимики.

Однако, идея «излечения от болезни металла» имеет серьезную философскую основу, связанную с наследием неоплатонизма. В «Эннеадах» античного мыслителя Плотина, последователя Платона, мы встречаем концепцию Единого (от древне-греческого τὸ Ἕν). Единое выступает первосущностью. Вся иерархия Бытия выступает как градации ступеней от Единого – к самым низшим формам проявления материи. Этот процесс снисхождения, протекания называется эманацией (дословный перевод «вытекание»). По мере отдаления от Единого, отделение от него происходит деградация (перевод «этап», «степень») материи – от наиболее совершенных свойств к простым. Таким образом, основываясь на неоплатонизме, алхимики верили, что поворот деградации в обратное направление может привести к тому, что неблагородный металл, (например, олово, медь) путем преобразований, то есть излечивания, может стать благородным – золотом или серебром. Пример из трактата Альберта – яркая демонстрация этой красивой мысли.

Книжица об Алхимии

«Книжица об алхимии» или «Малый алхимический свод» (в переводе Вадима Рабиновича) – самый знаменитый трактат, который приписывают Альберту Великому. Хотя скорее всего он его не писал.

Вся книга – это свод правил, традиций, методов работы с металлами и минералами, печами и инструментами для алхимиков. Трактат состоит из множества глав, каждая из которых посвящена конкретному практическому вопросу.

В первой главе автор описывает ошибки, которые совершают неопытные мастера. Например, одной из ошибок философ называет недостаток терпения, которого требует искусство алхимии:

Среди встреченных мною были и такие, что желали добраться до цели нашего искусства, но в нетерпении дождаться окончания дела слишком быстры были в совершении возгонок, перегонок и растворений. В результате летучие начала оказывались разложившимися, оскверненными (rubiginatos), а водные растворы и дистиллаты – взболтанными и взмученными. Так вот и рушилась вера сих нетерпеливых в истинность нашего искусства.

В последующей главе автор рассказывает о происхождении металлов. Причем, речь идет не только о естественных процессах происхождения оных в земных недрах, но и о метафизической сущности этих элементов. Ссылаясь на Гермеса Трисмегиста, полумифического божественного философа, автора Изумрудной скрижали и сакрального учения, автор «Малого алхимического свода» утверждает, что духовные субстанции не могут войти в тело металлов прежде чем они не будут очищены. После очищения духи входят в тела при посредстве веры. Однако, тут же он полемизирует с Аристотелем:

Аристотель говорит: «Я не верю, что металлы можно превратить один в другой, минуя предварительно их возвращение к первоматерии». А это достигается лишь очищением металлов от порчи – только огнем.

Чуть позже алхимик вновь возвращается к духам металлов. Он выделяет 4 духа металлов, которые могут их окрашивать в красный и белый цвет, то есть превращают их в Солнце или Луну. К ним относятся: ртуть, сера, аурипигмент или мышьяк и нашатырь.

Сами по себе они, покуда их специально не обработали особыми веществами, не летучи (non effugiant ignem), а помещенные в пламя ярко горят. Эти духи выявляют Луну в железе и олове или Солнце – в меди и свинце.

Особый интерес представляет часть трактата, посвященная различным видам алхимических печей. Самая знаменитая печь алхимиков – это «печь философов» или «атанор». Название происходит от арабского «ат-таннур», что означает «печь». Обычно «печь философов» состоит из 3 частей: нагревателя с отверстиями для воздуха, держателя для нагреваемого сосуда и отражателя.

Алхимическая печь атанор
Алхимическая печь атанор

В трактате, приписываемом Альберту Великому, есть также множество рецептов и практик, которыми должен пользоваться умелый мастер. Мы находим описание методов перегонки масла и обжигания меди, правила использования реторты, способы по перегонки воды и прокаливания серебра и золота, а также укрепления и отвердения окалины различных тел…

В заключении автор пишет о правилах получения золота и серебра следующее:

Когда же тебе удастся обладать водою из воздуха и воздухом из огня, ты сможешь получить и огонь из земли. Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и влажностью, а потом приведи их в такое единство, которое будет слитным и неделимым и в котором бывшие составляющие этого единства явлены неразличимыми. Затем ты можешь прибавить к ним два действенных добродетельных начала, а именно воду и огонь. Это и есть тот предел, в коем алхимическое деяние свершится окончательно. Слушай и вникай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и земли только одну воду, тебе откроется серебро. А ежели огонь — твоя материя примет красный цвет...
Еще один пример алхимического атанора в гравюре - дракон, лев, змея и птицы - символические изображения элементов и алхимических стадий: нигредо, рубедо и альбедо
Еще один пример алхимического атанора в гравюре - дракон, лев, змея и птицы - символические изображения элементов и алхимических стадий: нигредо, рубедо и альбедо

Избранная литература:

  • Малый алхимический свод Альберта Великого — в переводе В.Л. Рабиновича
  • Вадим Рабинович «Алхимия как феномен средневековой культуры»
  • Юрий Родиченков «ХХ веков Алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней»

#алхимия 

#средневековая философия

#альберт великий

#средневековье 

#философский камень