Найти в Дзене
Мир фигурного катания

Прыжок "Бриллен" - неизвестный элемент Эдвардианской эпохи.

В наше время самыми зрелищными и ожидаемыми элементами в выступлениях фигуристов являются прыжки. В современном фигурном катании существуют шесть основных прыжков: три с зубца конька – флип, лутц, тулуп и три с ребра – аксель, сальхов и риттбергер. Удивительно, но в самом начале становления фигурного катания прыжки не были в почёте. В те времена ценились скольжение, умение чётко рисовать на льду школьные фигуры и выполнять всевозможные кораблики и спирали. Каждый успешный фигурист начала XX века первоначально должен был владеть школьными фигурами, а уже потом красиво презентовать произвольную программу. Первые прыжки в произвольной программе были скорее необходимостью, чем обязательным элементом. Выполняя свою программу на льду замершего водоёма фигуристам порой было необходимо преодолевать на своём пути небольшие трещины. Здесь то им на помощь им и пришли прыжки. С течением времени некоторые фигуристы начали добавлять прыжки в произвольную программу для разнообразия своей хореограф

В наше время самыми зрелищными и ожидаемыми элементами в выступлениях фигуристов являются прыжки. В современном фигурном катании существуют шесть основных прыжков: три с зубца конька – флип, лутц, тулуп и три с ребра – аксель, сальхов и риттбергер. Удивительно, но в самом начале становления фигурного катания прыжки не были в почёте. В те времена ценились скольжение, умение чётко рисовать на льду школьные фигуры и выполнять всевозможные кораблики и спирали. Каждый успешный фигурист начала XX века первоначально должен был владеть школьными фигурами, а уже потом красиво презентовать произвольную программу.

Первые прыжки в произвольной программе были скорее необходимостью, чем обязательным элементом. Выполняя свою программу на льду замершего водоёма фигуристам порой было необходимо преодолевать на своём пути небольшие трещины. Здесь то им на помощь им и пришли прыжки. С течением времени некоторые фигуристы начали добавлять прыжки в произвольную программу для разнообразия своей хореографии и подчёркивания музыкальных акцентов. В те времена прыжки считались скорее какой-то необязательной изюминкой программы (как кантилевер в наше время), и были по большому счету экспериментом.

Первый прыжок на соревнованиях 1882 года показал норвежский фигурист Аксель Паульсен. Его выступление в "специальных фигурах" длилось всего 10 секунд. За это время он успел сделать всего несколько шагов и прыжок в полтора оборота. Несмотря на то, что этот элемент произвёл большое впечатление, судьям было сложно его оценить и фигурист занял лишь 3 место.

Описание прыжка Акселя Паульсона Робертом Бюхтгером: Паульсен начал с сильного разгона, затем развернулся и прыгнул примерно на полметра вперёд приземлившись на другую ногу в почти глубокий присед. Поднявшись из приседа он пробежал большую спиралевидную дугу.

Фигуры показанные на соревновании 1882 года. Из книги Theorie und Praxis des Kunstlaufes am Eise.
Фигуры показанные на соревновании 1882 года. Из книги Theorie und Praxis des Kunstlaufes am Eise.

Некоторые из таких экспериментальных прыжков так и не получили широкой огласки. Одним из таких элементов, который начал появляться в программах эдвардианской эпохи, был прыжок Бриллена ("Spectacle" или "Brillen" jump). К сожалению, сейчас доподлинно не известно кто придумал этот прыжок. Упоминание об этом элементе можно встретить в книге американского фигуриста, участника летних Олимпийских игр Ирвинга Брокоу. В своей книге 1910 года "Искусство катания на коньках" он описывает техники исполнения всех существовавших на тот момент прыжков.

Разворот книги  Ирвинга Брокоу "Искусство катания на коньках" с фотографией автора.
Разворот книги Ирвинга Брокоу "Искусство катания на коньках" с фотографией автора.

Среди уже привычных нам прыжков "Аксель" и "Риттбергер", упоминается и так называемый прыжок "Бриллен". Судя по описанию, это прыжок исполнялся с наружного ребра левой ноги, а приземление осуществлялось на правую ногу.

-3

Схема выполнения прыжка:

-4
Разворот книги  Ирвинга Брокоу "Искусство катания на коньках"
Разворот книги Ирвинга Брокоу "Искусство катания на коньках"

Автор книги советует исполнять этот прыжок следующим образом:

"Не позволяйте свободной ноге широко раскачиваться. При выезде с прыжка голова должна быть высоко поднята, а ведущая рука вытянута далеко назад. Старайтесь удерживать кривую на выезде как можно больше. При исполнении прыжка "Бриллен"обязательно прыгайте с внешнего края лезвия и приземляйтесь на внутреннее ребро другой ноги."

В то время как названия других прыжков стали официальными и вовсю используются на соревнованиях, прыжок "Бриллен" канул в пучине истории.

-6
-7