Еще один популярный вопрос, который задают - это как развить речь ребенка с аутизмом. Речь неговорящего ребенка.
Расскажите, пожалуйста, как развивалась речь и понимание речи. Я не про малышковые гудения и лепет, а скорее про именно навыки понимать то, что говорят, и умение хоть что-то сказать. Когда дочь смогла называть отдельные предметы, строить предложения типа "собака бежит" и тп. ? Что она может сказать сейчас и как вы к этому пришли? Учили или все же скорее само? Идёт ли сейчас развитие речи?
Подскажите пожалуйста, насколько хорошо дочь Вас понимает? Может ли выполнить просьбу? Например, если Вы на кухне, а она в комнате, и Вы попросите ее подойти и включить свет Вам, сделает ли она это? Если нужно сделать то, что ей не хочется (сходить в поликлинику/сдать кровь например? Может готовите ее как-то?), как будет реагировать, понимание есть? Реагирует ли на тон голоса? Распознает ли Вашу интонацию?
Вопрос про шаблонную речь: говорит ли Ваша дочь "спасибо ', " здравствуйте " и др. хотя бы на шаблоне? Моя орала "спасите помогите" когда я ее с улицы домой тащила.
Как научить ребенка разговаривать? Не любит, когда ему читаем книжки не любит заниматься дома, иногда истерит, бьет себя по голове, даем таблетки, , спазмалгон,, некоторые слова повторяет, хорошо говорит, кушать, гулять. Очень спортивный, в школе нет таких занятий, занимается платно, это очень дорого для семьи с больным ребенком и большой ипотекой мамочке моего внука очень трудно школа находится очень далеко от дома, нельзя ли уточнить, где такие замечательные наши любимые детки могу хотя бы спортом заниматься бесплатно???
Как же сложно вспоминать что и как было, когда дочь была маленькая. Я уже как-то писала про развитие речи у дочери. Все, что я смогла восстановить по своим дневникам, которые я вела лет до 5.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 14,5 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься.
Папа не сбежал.
Лайки и подписки помогут развитию моего канала ))
Ничего специально я не делала для того, чтоб пришло понимание речи. Ну как ничего. Что-то мы постоянно делали. В том числе пили лекарства. Как ни крути, но нейролептики помогают человеку "сосредоточиться" и улучшают когнитивные функции мозга. Чтобы ребенок понимал, он должен слушать, его не должно колбасить в разные стороны (я имею в виду, он должен уметь хоть ненадолго сосредотачивать свое внимание на чем-то). И это что-то - ваша речь, ваша просьба.
Хорошее понимание речи пришло после 9 лет примерно. За все эти годы я могу состояние дочери разделить на "ппц какой треш" и "можно жить". Когда она была маленькая был ппц какой треш. Она орала, истерила, плохо спала. Чуть что не так - ор. Потом присоединилась самоагрессия (где-то после 4,5 лет).
Стало легче, когда начало приходить понимание речи. Ведь понимание речи - это не только выполнять просьба, это еще и понимать отказ.
К сожалению, развитие понимания речь не приводит к развитию разговорной произвольной речи у дочери. Она может сказать простое предложение из двух слов в виде просьбы. Существительное+глагол. Она может по просьбе назвать что на картинке и кто что делает. Но опять же простыми предложениями из двух слов - конкретизация действия, а не развернутое предложение-описание. Например, "мальчик бежит", а не "мальчик бежит по дорожке". Чтоб выяснить, что он бежит по дорожке, нужно задавать дальше наводящие вопросы и даже начинать за нее слово. "По чему он бежит? По.. до..." и она может закончить "по дорожке".
Да, она может говорить длинными предложениями, но это набор слов, смысл которых известен только ей. То есть вот это ходячее "радио" у меня почти целый день. Особенно, когда мы заходим в помещение, в магазин. Это вообще.
Просьбы она озвучивает кратко. Например, она захотела себе новые колонки к компьютеру. Знает, что их можно купить в DNS, например. На сайте нашла то, что хочет. Приходит и говорит "Я хочу в ДНС". Так... зачем? - спрашиваем мы. Что хочешь купить? дочь отвечает "Я хочу купить колонку Аселин". - Так, понятно. Хорошо, завтра сходим. Купили. Она просит подключить - "Включить колонку". Включили. Но теперь у нее две пары колонок и обе рабочие и нужно переключать ))) Она приходит и говорит опять "Включить колонку". Я требую показать пальцем какую. Пока не покажет (хотя я и так поняла что она хочет), не подключу. Ей приходится показывать. А мне подключать ))
Собственно вот и все. При этом никаких Да/нет, диалога, ответа на пространные вопросы "как у тебя дела? как настроение? хочешь кушать? хочешь в туалет?" - этого нет.
Вся речь развивается сама с нашей подачи. Но как-то она развилась до какого-то уровня и все. Такое чувство, что дочь новые навыки приобретает только тогда, когда ей нужно. А то, что ей не нужно - нет мотивации развивать. Например, она умеет разбирать посудомойку. Но будет это делать только, когда я попрошу сделать. То есть не "помоги мне разобрать посудомойку", а "Иди сюда, давай разбирать посудомойку, а я пока кашу варить буду". Ей та посудомойка нафиг не облокотилась, поэтому сама она ее разбирать не пойдет.
Так же и с речью. Вести беседы о настроении и о том, хочет ли она кушать, ей не нужно. Но ей нужно, чтоб ее слушали. Все то "радио", которым она пытается что-то донести или просто так общается, когда ее слушают и кивают... А может она что-то хочет сказать, но я не понимаю ее "шифр"? Пока не разгадала я.
Поэтому продуктивной речи как таковой нет. И научить не получается.
Но понимание речи довольно хорошее. Да, просьбы выполняет даже сложные. Правда приходится иногда разбивать на более мелкие, а то запутывается что куда. Например, "возьми хлеб со стола и отнеси на кухню, потом помой руки". Может пойти взять хлеб и пойти в ванну, положить и забыть помыть руки ))) Приходится разбивать инструкцию. "Возьми хлеб, отнеси на место, на кухню." - относит. "Теперь пойди помой руки" - пойдет )))
И да, если даже я у нее не поле зрения и зову ее и прошу что-то принести, в 90% случаев принесет.
Но вот сидеть и заниматься не хочет. Научилась говорить "Я хочу уйти" и все тут. Каждую минуту встает и пытается уйти. Говоришь "сядь" - садится, но опять пытается уйти. Просто невозможно. Тут, конечно, есть плюс из-за понимания речи - она перестала тупо орать при желании уйти. Но все еще может показывать протест попытками самоагрессии.
Опять же у нее есть хоть маломальское понимание наших эмоций. Именно ярких, которые можно понять однозначно - строгость, злость, радость, смех.
Если нужно сделать то, что ей не хочется (сходить в поликлинику/сдать кровь, например)? Может готовите ее как-то?
Вот тут как раз дело такое, что готовить заранее лучше не надо в нашем случае. Ведь ей не хочется ходить к врачу, сдавать кровь, назови как хочешь. И тогда она начнет нервничать и говорить, что "нет, мы не будем что-то там". Говорю по факту, лучше всего уже у поликлиники. Она, конечно, не устроит истерику, что испугается заранее знатно, а мне это не нужно. Она прекрасно понимает что такое врач, процедуры какие-то, парикмахерская и что где делают. И именно потому, что она знает, я ей не говорю заранее. Проверено. Хотя иногда советуют готовить заранее и проговаривать с вечера, например, чтоб для ребенка не было неожиданностью.
Идёт ли сейчас развитие речи?
Я считаю, что да. Она и сама развивает свой запас, свою речь. Мы ее стимулируем говорить. Обычным простым методом - я тебя не понимаю, нужно говорить словами. Например.. и дальше говорю ей что нужно сказать.
Вообще, речь у дочери больше шаблонна, да. Все, с чем она обращается - это либо шаблон, либо составленное ею предложение, которое она будет использовать.
Но, к сожалению, Здравствуйте/до свидания, спасибо/пожалуйста - этого шаблона нет. "Спасибо" она говорит только, если напомнишь "Что сказать надо?". А так - не скажет. Здороваться - то же самое, сама - нет. Так что, чего-то эти шаблоны не прикрепились.
Но мне кажется, развитие речи как-то идет, только вот перейдет ли это в произвольную речь, то, чего так бы хотела - не знаю. Сложно, когда ребенок не может объяснить толком что происходит, что он хочет, чего не хочет и почему.
А для того, чтоб что-то развивалось, известно что нужно. Мотивация. Коей у дочери нет для развития того, что мне был хотелось.
Где такие замечательные наши любимые детки могу хотя бы спортом заниматься бесплатно???
Вы знаете, это нужно искать по форумам вашего города. В реабилитационном центре для инвалидов с мамочками поговорить. Ну или спросить здесь в комментариях с указанием города. Может быть вам помогут что-то найти мои читатели.
У нас вот как-то организовывали на добровольных началах спорт с детьми из нашего реабилитационного центра. Проблема только с том, что тренеры не профессионалы по работе с нашими детьми. Но старались как могли. Я дочь водила. Но такое себе тоже...
Вам нужно искать АФК в вашем городе.
#навыки_при_аутизме