Найти тему
Список литературы

Кристиан Мадсбьерг «Осмысление. Сила гуманитарного мышления в эпоху алгоритмов»

«Образование в области точных наук гарантирует хороший доход на старте и неплохую карьеру. Но лидеры – люди, способные пробить стеклянный потолок, встать во главе компании и изменить мир, – чаще имеют гуманитарное образование».

Книга Кристиана Мадсбьерга адресована не гуманитариям: для них очевидность её содержания будет соперничать с призывом мыть руки перед едой. И, наверное, автор не особенно рассчитывает на тех, чья цель сейчас – остаться трудоустроенным и полезным хотя бы настолько, чтобы не быть заменённым роботами. Он обращается к руководителям высшего звена, к тем, кто считает себя лидером. К людям, подчинённым целям, сформулированным на основе больших данных.

Осмысление по Мадсбьергу – это способ восприятия действительности, полностью противоположный алгоритмическому мышлению. Осмысление всегда связано с реальностью и направлено вглубь, в культуру. В противоположность ему, алгоритмическое мышление – это работа с нейтральной информацией, лишённой конкретики, направленная вширь. Для алгоритма один плюс один равно два. Осмысление спросит: один чего плюс один чего? Если один заяц плюс один волк, то это точно не два. Хотя, если это «Ну, погоди!», то два. Иным словами, зависит от контекста. А контекст – наша культура, пресловутые культурные коды, которые и объединяют, и разделяют.

Мадсбьерг говорит, что осмысление не предлагает некий план вроде «семи секретов успеха», но, словно в утешение нам, воспитанным бизнес-литературой, даёт пять принципов осмысления:

- культура, а не индивиды,

- насыщенные, а не скудные данные,

- саванна, а не зоопарк,

- творчество, а не штамповка,

- путеводная звезда, а не GPS.

Понятие «осмысление» в толковании Мадсбьерга для меня оказалось в одном ряду с «опочтарением» Пратчетта и «окачествованием» С. Булгакова. Во всех случаях это изменение картины мира и образа себя, придание человеческой деятельности глубины и значимости. И неважно, что у Мадсбьерга мы читаем о реальных топ-менеджерах, у Пратчетта о выдуманном герое-авантюристе, у Булгакова о гипотетическом субъекте хозяйства. Документальный, художественный и философский тексты исследуют образ человека, способного творить, радоваться, действовать как на территории трезвого рассудка, так и на мистических, мифических землях. Для такого бытия нужно чувствовать в себе что-то, что не помещается ни в таблицу, ни в презентацию: рифмы, ритмы, краски, звуки, кураж. Нужно отличаться от других, любить и принимать себя, идти за путеводной звездой, а не ехать по навигатору. Мадсбьерг, кстати, приводит интересный факт: в 1990-ые в американских мореходных училищах перестали преподавать мореходную астрономию, но через некоторое время вернули её в программу.

А вы сколько созвездий знаете?

А как давно вы смотрели на них?

Мадсбьерг предлагает нам в помощь шесть средств осмысления:

- знаки и символы,

- ментальные модели,

- теория социальных систем Никласа Лумана,

- теория управления впечатлениями Ирвина Гоффмана,

- теория трёх типов реципрокности,

- теория языка Людвига Витгенштейна.

Очень инструментально, прямо консультантам на заметку, в книгу рецептов. Хотя, изложено настолько понятно, что и консультант не нужен – любой руководитель может воспользоваться этими инструментами, было бы желание. Желание обладать ви́дением, собрать разрозненные данные в яркий образ и сделать шаг к своему собственному настоящему, уникальному образу. Скажете: «Так вот же они, шесть секретов успеха!» И да, и нет. Чтобы воспользоваться предложенными средствами, нужно потрудиться. Но почитать хорошую книгу, посмотреть умный фильм – это же приятный труд, не правда ли?

Придирчивый читатель найдёт методологические нестыковки: о чём, например, говорит автор – о мышлении или о восприятии? Или: гуманитарное мышление у автора часто синонимично гуманитарному образованию. Но это так несущественно на фоне глобальной задачи: ответить на вопрос, для чего нужны люди.

Для чего нужны люди? Если они не топ-менеджеры, не стартаперы, не венчурные инвесторы и не доставщики еды – для чего? Если они вообще не вовлечены в цифровую экономику и не генерят контент – для чего? Если они незаметно работают свою маленькую работу – для чего?

Люди, для чего мы нужны? Какой в нас смысл?