«Почему вы не сняли ничего лучше «Криминального чтива?»» ‒ однажды спросил журналист у Тарантино. «А кто снял?» ‒ незамедлительно последовал ответ одного из самых популярных и масштабных режиссёров современности. Эта цитата Квентина подтолкнула меня на мысль, что в то время, когда в нашей стране был развал и строилась новая капиталистическая страна, на другом конце света, в не менее капиталистической стране, менялось всё, от музыки до кинематографа. Я говорю конкретно про 90-е годы. Возможно это было время свободы во всём мире... Как слова, так и дела...
Сегодня мне хотелось бы порассуждать вместе с вами на тему трёх режиссёров, чьи имена занимают твёрдое место в истории кино, а именно ‒ Квентин Тарантино, Дэвид Финчер и Гай Ричи.
В российских киноинститутах история зарубежного кинематографа заканчивается примерно на 80-х годах, по верхам затрагиваются работы Спилберга, Формана и других глыб индустрии, которые постепенно уходят на второй план. И это сильно меня беспокоит. Для общего понимания стоит изучать всё, а не только то, на чём воспитывались сами педагоги. Кинематограф, как и любое искусство, развивается, и нужно понимать в какое время ты живёшь, а не думать только о прошлом. Согласитесь, было бы не правильно изучать кинематограф нашей страны и остановиться на творчестве Михалкова, Гайдая и Данелия, совсем не затронув Балабанова, Звягинцева, Быкова… Это лично моё мнение.
Перейдём непосредственно к главным героям нашего рассказа. Квентин и Дэвид ровесники, обоим по 59 лет. Гай чуть помладше, на данный момент ему 53 года. На пороге первого кризиса среднего возраста, а именно тридцатилетия, каждый из них врывается в кинематограф и снимает свою первую, именно авторскую картину. Понятное дело, что у каждого за плечами уже имеется опыт съёмок коротких метров, клипов, реклам и т. д. У Финчера уже даже есть опыт съёмок известного фильма «Чужой 3» (1992 года), но он считал этот фильм таким ***, что слёзно просил вычеркнуть себя из титров, но этого не сделали. Первый фильм каждого из них, имел совершенно разную судьбу, но определённо каждый перевернул не только их карьеру, но и кинематограф в целом.
Первым фильм вышел у Тарантино ‒ «Бешеные псы» (1991 года), с натяжкой можно сказать ‒ прозвучал. Он отметился несколькими наградами на фестивалях и сделал известным имя режиссёра в кругах всего киносообщества, но для массового зрителя он остался не известным. Изначально Квентин хотел снимать этот фильм чёрно-белым, а вместо актёров использовать своих друзей, но сценарий случайно попал в руки Харви Кейтелю, и тот помог найти небольшой бюджет на профессиональную реализацию фильма и согласился сниматься в своём костюме, и даже разрешил использовать свой кадиллак. На территории Америке фильм прошёл, мягко говоря, ровно. Мало кто следит за фестивалями не планетарного масштаба. Фильм окупился, но ничего необычного не произошло… Но когда фильм попал на экраны британских кинотеатров, то моментально превратился в хит и уже в Европе принёс славу Квентину, которая распространилась и на Америку. Зритель увидел не просто новую криминальную драму, а новый взгляд на диалоги, историю, и конечно же, на игру артистов, которая кардинально отличалась от того, что они видели раньше. В будущем у актёров даже появится термин ‒ "Способ существования, как в фильмах Тарантино". Я позволю себе выразиться довольно двусмысленно... Фильм "Бешеные псы" принёс в кинематограф невиданную до этого атмосферу ‒ "Добрый криминализм".
Первый фильм Дэвида Финчера «Семь» (1995 года) получил изначально другие условия, нежели первый фильм Квентина, это была средне-бюджетная картина с хорошей подготовкой и именитыми актёрами, такими как Морган Фриман, Брэд Питт и Кевин Спейси. Это позволило привлечь к фильму серьёзный интерес зрителя, и несмотря на все фестивальные неудачи (только Брэд Питт получил премию MTV как «Самый желанный мужчина») фильм собрал очень неплохую кассу, окупившись примерно в 10 раз и тем самым дав Финчеру повышение в возможностях на следующее производство. Для меня всегда является загадкой, почему одно кино окупается, а второе нет. Я, ни в коем случае, не говорю про рекламу. Скорее про то, в какой период оно вышло. Нужно ли это было зрителю в тот момент или нет? Возможно фильм «Семь» вышел именно тогда, когда это было нужно. Сложно сказать, что Финчер открыл новый жанр, детективы всегда были есть и будут, но конкретно этот фильм рассказывает историю "божественных убийств", семь смертных грехов ‒ семь убийств. Согласитесь, такое соединение крайне редко. Фильм привлекает не только главной идеей всех детективов ‒ "Кто же убил?", оно несёт в себе нечто большее, можно сказать что это философский детектив. Возможно поэтому это кино пересматривают, что бывает крайне редко для данного жанра.
Переходим к единственному не американскому представителю нашего триумвирата ‒ британец Гай Ричи. Его первый фильм «Карты, деньги, два ствола» (1998 года) для меня является олицетворением того, как режиссёр должен снимать дебюты. Открывать, как и его герои, с ноги кинематографическую дверь. Он чётко показывает свой стиль, не боится никаких рисков и самое главное видно, что именно режиссёр был главный в производстве, именно он решал каждую мелочь. Можно даже сказать, что это тоталитарность, которая точно себя оправдала. Гай Ричи неизвестно откуда достает 1 млн долларов и воплощает в жизнь стильную «пацанскую» драму, где снимает реальных пацанов. Бывшего прыгуна в воду, который в то время закончил карьеру и торговал на улицах (актёрский дебют Джейсона Стэйтема), бывшего футболиста - костолома Винни Джонса, который приехал на первую смену прямо из полицейского участка, за то что избил соседа. И ещё много других, не менее сумасшедших героев. Гай Ричи этим фильмом перевернул понимание монтажа во всём мире. Он не только использовал «переключение камеры» как вспомогательный элемент рассказа, он сделал монтаж отдельным инновационным персонажем. Даже несмотря на то, что прошло уже больше 20 лет с выхода этого фильма ‒ именно монтаж, который за это время потерпел максимальные изменения в кинематографе вообще, у Гай Ричи до сих пор смотрится современно и продуманно. Этот фильм не получил большой славы у зрителей, но что-то "новое и не обычное" всегда запоминается. Символично, что единственная фестивальная награда ‒ это тоже премия MTV (в номинации "Лучший режиссёрский дебют").
В течении следующих нескольких лет, после выхода первого фильма, каждый из «наших» режиссёров снимает свою самую значимую картину, и они так же получили совершенно разную судьбу. Первым её снял Тарантино, как многие сразу же догадались, это конечно же «Криминальное чтиво» (1994 года).
Я не буду долго и муторно расписывать сводки интересных фактов, просто скажу, что картина «порвала» кинотеатры и собрала кучу наград. Известные актёры привлекли всеобщее внимание. Не типичный, для того времени, ход истории (когда одновременно рассказывается сразу несколько историй, которые в конце собираются в одну). Прямое отсутсвие главного героя, что для Америки, воспитанной на драматургии Чаплина, является сверхнеобычным. И конечно же диалоги, которые тут же разлетелись на цитаты. После выхода фильма "Криминальное чтиво" Тарантино вошёл в список самых желанных режиссёров Америки. Ему дали карт-бланш на все его идеи.
Вторым свою главную картину снял Финчер, и это конечно же «Бойцовский клуб» (1999 года). Между фильмами «Семь» и «Клубом» был фильм «Игра» (1997 года), который ещё больше привлёк внимание к режиссёру, но так сказать, не сорвал куш. Финчер выпускает классику современного кинематографа, и она с треском проваливается в кинотеатрах. Но не тут то было... Картину оправляют в прокат на европейский рынок и вскоре она возвращается назад в Америку, не в качестве «Золотой малины» (премии за худший фильм), а в качестве нашумевшего и отлично принятого в Европе кино. Фильм запускают повторно в Америке и он окупается в несколько раз. Это доказывает что не только наша страна сильно зависит от мнения других стран, но даже «та самая прекрасная» Америка! Сложно описать, что же нового принёс этот фильм в кинематограф, но любой кто его смотрел точно почувствовал, что это что-то совершенно другое, может быть не новое, но точно отличное от всего прошлого... Если вы с этим не согласны, то постарайтесь ответить на вопрос ‒ про что фильм? Сюжета, как такового, нет. Как нет и резких поворотов драматургии. Но мы смотрим, и даже пересматриваем этот фильм, потому что он построен на очень тонких деталях, которые мы замечаем только после повторного просмотра.
Крайним в нашем списке выпускает картину Гай Ричи – «Большой куш» (2000 года). Наверняка многие тут могли бы поспорить – «Почему главной картиной Гая я называю именно «Большой куш»?», и они будут правы! Большинству больше нравятся «Картишки», но именно второй фильм, выпущенный на следующий год после первого, приносит Гаю Ричи феноменальный успех и известность. Именно за счёт того, что он привлёк в свой фильм звезду мирового масштаба Бреда Питта, дала картине совсем другой уровень и только после этого все уже посмотрели его первую картину. Поскольку этот фильм выходил последним из всех вышеперечисленных, то конечно же режиссёр взял всё лучшее у своих американских коллег и попробовал переложить этот опыт на более консервативный британский мир. Криминал, но не жёсткий. Комедия, но не тупая. Фильм полон противопоставлений, гротеска и стёба, и чтобы его понимать, наверное, нужно было жить в Лондоне в то время. Гай Ричи получив больше финансовых возможностей поднял все свои монтажные "приёмчики" на феноменальный уровень. Люди привыкли видеть резкий монтаж только в набиравших в то время популярность, музыкальных клипах, но ни в коем случае, не в кинотеатрах... И конечно же стиль – это то, что отличает Гая от всех других режиссёров. Он вывел стиль британской улицы на мировой фешен-рынок.
Как это не странно, но до сих пор у этих трёх режиссёров нет ни одного Оскара за лучшую режиссуру (у Тарантино есть два за лучший сценарий). На мой взгляд, как режиссёры, именно они толкают кинематограф вперёд. Они сделали один из самых больших вкладов в современный кинобизнес. Каждый из них создал собственный новый жанр, который отлично продаётся. Каждый из них стал, как сейчас модно говорить, «личным брендом». За каждым из них стоит история, и до сих пор, каждый из них снимает и не предаёт свой стиль.
Сейчас выскажу не совсем презентабельную вещь... Наверное каждый из них хочет поставить жирную точку, сняв фильм, который будет олицетворением всего его творчества, так сказать "про себя в искусстве". Я считаю, что Тарантино это уже сделал в фильме «Однажды в… Голливуде» (2019 года), Гай Ричи в фильме «Джентльмены» (2019 года). В двух этих фильмах всё «вылизано» так, как хочет именно режиссёр. Это чистое высказывание, без примеси окружающего мира. А вот от Финчера я пока жду такого же громкого и чистого высказывания. Возможно это фильм "Манк" (2020 года), но мне кажется будет что-то ещё....
Безусловно этих режиссёров объединяет филигранный подбор музыки. В каждом из фильмов есть саундтрек, который мы узнаём с первых нот. Может быть именно поэтому они всегда остаются в нашей памяти. Эти режиссёры начали объединять современное, на то время, искусство. Согласитесь, как бы не была прекрасна музыка Чайковского, Моцарта или Вагнера, когда мы её слышим, мы понимаем, что это не наш современник. А когда слышим гитару и известный нам риф, то...
Так же, каждый из них работал, на мой взгляд, с лучшим актёром современности – Брэдом Питтом. Просто посмотрите какой он разный во всех фильмах...
Совсем странная, но очень сексисткская мысль... Все эти трое являются представителями «мужского кино», про пацанов. Поэтому я был бы очень рад, если бы в мировом кинематографе появилась женщина, которая точно так же двигала бы кинематограф и просвещала всех «женским кино»…
Хочется закончить эту статью небольшим выводом, касающимся не только кино, а жизни в целом... Пусть кровь, которая присуща каждому из этих режиссёров, остаётся только на экране…
* Напишите в комментариях, какие из перечисленных фильмов для вас являются самыми значимыми и любимыми.
** Ваши лайки и подписка ‒ лучшая поддержка.