F-35 Joint Strike Fighter является самым дорогим оборонным приобретением в истории человечества, но хотя этот малозаметный истребитель, возможно, представляет собой апогей нерационального расходования средств Пентагоном, он также способствовал существенным изменениям в подходах США к проведению НИОКР и закупке новых истребителей.
В то время как ВВС разрабатывают систему тактического самолета воздушного доминирования нового поколения (Next-Generation Air Dominance, NGAD), а ВМС одновременно разрабатывают свой собственный истребитель нового поколения, известный пока только как F/A-XX, Штаты снова находятся в поиске новых истребителей. И похоже, что эти усилия были напрямую продиктованы тем, что пошло не так в процессе приобретения F-35.
F-35 мог бы быть весьма функциональным истребителем, но он также оказался финансовой ошибкой, которую США надеются никогда не повторить.
Концепция Joint Strike Fighter была огромной технологической авантюрой
Программа F-35 была рассчитана на перспективу с самого начала. Когда в конце 1990-х годов компании Boeing и Lockheed Martin начали работу над проектом истребителя Joint Strike Fighter, авиационная отрасль не была уверена в том, что вообще возможно создать то, о чем просил Пентагон. Создание одного стелс-истребителя, способного действовать со взлетно-посадочных полос и с борта авианосца, уже было сложной задачей, но создание истребителя, способного летать на сверхзвуке и вертикально приземляться, было просто неслыханным.
"Я могу построить самолет, который будет малозаметным, иметь возможность вертикального взлета и посадки, а также сможет летать на сверхзвуке", большинство людей в отрасли ответили бы, что это невозможно", - сказал в интервью газете New York Times Том Бербидж, генеральный менеджер Lockheed по программе с 2000 по 2013 год.
"Технология, позволяющая объединить все это в единую платформу, была недоступна для авиапромышленности в то время".
Цель была грандиозной, но Пентагон считал (возможно, справедливо), что она стоит высокой цены. Однако... цена вскоре оказалась еще выше, чем ожидалось... и само Министерство обороны приняло ряд решений, которые усугубили проблему.
Например, серьезной ошибкой оказалось принятие на вооружение самолетов F-35 до завершения их испытаний (стратегия, которую они назвали "параллелизм"). Пентагон также передал Lockheed Martin право собственности на всю программу, включая разработку и поставку всех учебных материалов, оборудования для техобслуживания, логистики и т.д., что оставило компании мало оснований для поддержания низких затрат.
F-35 мог бы быть отличным самолетом, способным делать то, что не удавалось ни одному тактическому самолету до этого, но его репутация как финансовой катастрофы настолько сильна, что многие стали называть сам самолет провальным. Такое общественное мнение не сможет привести к изменению общего количества F-35, которые США в конечном итоге приобретут, но оно уже привело к кардинальным изменениям в подходах Пентагона к разработке следующего поколения стелс-истребителей.
Новые истребительные программы стоимостью в триллион долларов должны оставаться жизнеспособными в течение десятилетий, чтобы стоить этих денег!
F-35 задумывался как единый истребитель, способный удовлетворить самые разные потребности как минимум трех различных родов войск (а также иностранных партнеров) в течение полувека, если не дольше. При общей стоимости приобретения более триллиона долларов, самолет должен быть эффективным в течение этого времени, чтобы оправдать потраченные на него средства.
Эта проблема, конечно, не уникальна для F-35. Большинство "рабочих лошадок" ВВС - это давно устаревшие модели. F-16, который остается основой ВВС, имея на вооружении около 1300 самолетов, впервые поднялся в небо более 48 лет назад. F-15, получивший новую жизнь в обновленном F-15EX, впервые поднялся в воздух еще раньше - этим летом он перешагнет 50-летний рубеж. Около 44 процентов парка ВВС США уже летают сверх проектного срока службы.
Новые истребители ВВС не являются исключением. F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter впервые поднялись в воздух в 1997 и 2006 годах соответственно. Это означает, что F-35, самый последний американский истребитель, является проектом, который был в основном завершен 16 лет назад и, вероятно, будет летать еще полвека.
И это необходимо для того, чтобы оправдать все деньги, которые на него тратятся. Однако новые истребительные программы разрабатываются совсем по-другому.
ВВС хотят разрабатывать новые истребители каждые 5 - 12 лет
Для того чтобы не отставать от быстрого развития технологий ПВО и все более эффективных истребителей России, Китая и Франции, ВВС хотят отказаться от масштабных программ, рассчитанных на десятилетия, и перейти к меньшим заказам новых истребителей - всего от 50 до 100 или около того - каждые пять - двенадцать лет.
Это может позволить Штатам принимать на вооружение новые истребители каждое десятилетие, внедряя в новые модели новейшие конструкторские и авиационные технологии и вынуждая противоборствующие стороны постоянно корректировать тактику и оборудование, чтобы не отставать. Эти быстро вводимые в строй образцы не должны будут служить по 50 лет, а новые образцы будут появляться вскоре после этого, что позволит их ВВС сэкономить миллиарды (по идее) на расходах по поддержанию всего парка.
Быстрое внедрение новых образцов истребителей становится все более целесообразным по мере развития технологий цифрового проектирования и испытаний. Теперь конструкции могут проходить сложные испытания в виртуальной среде, а технология 3D-печати может использоваться для демонстрации реальных технологий, что позволяет сократить процесс, который раньше занимал годы, до нескольких месяцев.
Такой резкий сдвиг в сроках также может позволить США внести больше вариантов в конструкцию истребителей, поскольку компании будут постоянно предлагать и создавать прототипы новых самолетов в погоне за следующим контрактом на истребитель, до которого остаются годы, а не один или два раза в столетие.
Разделение контрактов откроет двери для более мелких фирм, которые смогут конкурировать за создание наиболее перспективных новых истребителей.
Следующий истребитель, разрабатываемый ВВС в рамках программы NGAD, уже развивается совсем иначе, чем F-35, благодаря решению разделить контракт на три разных конкурса
В отличие от F-35, где компания Lockheed Martin контролирует все аспекты программы, Пентагон разделил программу NGAD на контракты на проектирование, производство и обслуживание. Это означает, что одна фирма может спроектировать самолет, а другая, в конечном счете, заняться его производством. И еще одна компания может получить контракт на техническое обслуживание этих новых самолетов.
Это позволит им значительно расширить конкуренцию (немногие фирмы могут разработать, серийно производить и поддерживать флот истребителей, но многие фирмы могут вполне успешно заниматься только одним из этих трех направлений). Вполне возможно, что следующий истребитель может быть разработан Lockheed Martin, построен Northrop Grumman, а поддерживаться другой компанией, например, General Dynamics. Это заставит компании не только предложить наиболее эффективные проекты, но и наиболее конкурентоспособные подходы к их производству и обслуживанию.
Некоторые компании, не имеющие инфраструктуры для поддержки производства новых истребителей, могут даже потенциально выиграть контракт на разработку новых истребителей в рамках этой модели. Это означает, что небольшие предприятия с масштабными идеями могут получить место за столом переговоров, когда дело дойдет до разработки новых истребителей.
F-35 может стать последним истребителем стоимостью в триллион долларов
F-35 Joint Strike Fighter мог предложить принципиально новые возможности, но большая часть процесса его разработки и закупки осталась прочно укорененной в аналоговой эпохе, а в данном случае аналоговый означает дорогой.
В самом деле, секретным оружием F-35 была большая куча денег, которые можно было сжигать все это время.
Используя весь спектр цифровых инструментов, имеющихся в его распоряжении, Пентагон надеется, опираясь на плечи F-35 и F-22, создать новые поколения более способных истребителей, не сжигая горы долларов и не тратя десятилетия на разработку.
Но не менее важно и то, что Министерство обороны явно использует уроки, полученные в процессе создания F-35, и изменения, которые они вносят, судя по всему обещают сделать американскую истребительную промышленность более конкурентоспособной.
Когда инженерные умы соревнуются в том, кто разработает лучший истребитель, в итоге можно получить несколько невероятных вариантов... но когда претенденты на победу знают, что у них будет еще один шанс всего через пять или около того лет, появляется реальный стимул продолжать совершенствовать конструкции и технологии для следующего конкурса.
Могут даже появиться компании, которые будут конкурировать именно в одной сфере контрактов на истребители - специализируясь на разработке, производстве или обслуживании, чтобы сделать свои предложения более перспективными, экономичными и эффективными. F-35, возможно, не был ничем из перечисленного... но благодаря "летающему квотербеку в небе", он может стать последней неудачной сделкой по приобретению истребителей, которую США будут наблюдать еще долгое время.
Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!
Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.
Одновременно предлагаю Вам задержаться и прочитать другие публикации канала, ведь история - это действительно интересно!