9,3K подписчиков

Европейцы – какие они? Впечатления бывшего экспата.

6,1K прочитали

Оговорюсь сразу: европейцы, конечно, разные. Темпераментные итальянцы, безалаберные и свободолюбивые испанцы, «нордические» датчане и шведы, простые крестьяне австрийцы, «сумрачный немецкий гений» — это все имеет место быть, и я нисколько с этим не спорю.

Оговорюсь сразу: европейцы, конечно, разные.

Русские гораздо однороднее. Хотя, конечно, можно найти различия между поморами, жителями центральной России, моими родными южанами, уральцами, сибиряками – различия эти очевидны, скорее, для нас самих, чем для стороннего наблюдателя.

Как бы то ни было, и у европейцев, и у русских есть общие черты волне позволяющие объединять их, скажем так, «по смыслу» - в некие цивилизационные группы.

Ниже мои, и только мои наблюдения на эту тему. Наблюдения исключительно субъективные, можете воспринимать их как угодно, но это нисколько не научная работа – просто впечатления человека много и тесно общавшегося с самыми разными европейцами от литовцев до испанцев (больше всего – с немцами, австрийцами, итальянцами и датчанами, и, если считать их европейцами, литовцами и поляками), а также размышлявшего на тему собственной русскости.

Отличия начинаются издревле – с твердой руки и железной пяты Рима. Все европейское право, не только формальное, но и бытовое – основано на праве Рима. Это – право централизации, силы - и контроля. Также, впрочем, как и культура. Отсюда же идет и отношение к варварам. Те, кто не входил или только что вошел в орбиту Рима едва ли рассматривался как человек – скорее, как ресурс или же помеха. Поэтому европейцы (и белые американцы, австралийцы, как их филиал) совершенно искренни в своем утверждении, что их богатство заслуженно – эксплуатация всего остального мира рассматривается издревле вполне естественно, и такой же (если не большей) заслугой, как и собственный труд. Причем «чужие» ресурсы также искренне рассматриваются как собственные просто по праву сильного.

А вот с собственными ресурсами – беда. Хотя большая часть Европы находится в очень благоприятном климате, перенаселенность и эксплуатация ресурсов тысячелетиями оставили не так уж много пространства для маневра.

Как ни парадоксально прозвучит для нас, привыкших верить в мифы про необходимость ватерклозетов и туалетной бумаги для англосаксонских воинов, европейцы – не более, а может и менее, прихотливы, чем мы. Например я, бывая в гостях у европейских друзей, всегда одевал пару свитеров – зимой отопление прикручивается где-то до +14 (а ночью отключается вовсе). А они удивлялись моему расточительству - и регулятору отопления на +21 круглые сутки. Также я был удивлен посетив музей богатого винодела (основателя целого города в конце 19 века) – в огромном доме была всего одна печь, у которой спали родители этого «богача». В небольшом доме моего прадеда – терского казака печи было две. Когда я приехал в Австрию на своей машине – «Сузуки Гранд Витара» - она оказалась одной из самых дорогих машин на служебной парковке, не считая директорских и служебных, конечно.

Очень ограниченно гостеприимство. Если вас зовут в гости – наешьтесь заранее. Весьма вероятно, что вазочка с печеньем на столе будет единственным угощением помимо чая.

Крайне важна общественная жизнь. Если вы хотите быть «своим» вам просто необходимо участвовать во всех коллективных празднованиях и мероприятиях, коих может быть весьма немало. Собирается деревня, многоэтажный дом или микрорайон «таунхаусов» (я жил во всех трех) – явка обязательна. Надо принести что-нибудь к общему столу, радостно улыбаться и балагурить с соседями независимо от личных обстоятельств. Прекрасно помню соседку, у которой мужа забрали в полицию по серьезному (налоговому) делу – ночью она ревела (через стенку слышно), зато на очередном «фесте» была бодра и весела.

Зато, будучи «своим» вы вполне можете рассчитывать на некоторое снисхождение, а то и помощь от соседей. Ну, скажем, припарковаться на короткое время прямо под окнами или оставить велосипед на площадке. «Своему» такое с рук сойдет (все не без греха), для чужака моментально будет вызвана полиция.

Вообще норм, налогов, платежей, которые обязательны – значительно больше, чем у нас. Причем обязательны – это именно обязательны. Нытье по поводу «ваших обстоятельств» никто слушать не будет – полиция, суд и все.

Кстати, бюрократия здесь гораздо старше и солиднее, чем наша. Если вам не повезло вляпаться в бюрократическую историю – мне вас жаль. Разобраться во всех параграфах без солидного (и очень дорогого) адвоката – никаких шансов.

Западная полиция. Полицейский на «рядовом» уровне практически неподкупен (я слышал истории про спонсирование департаментов полиции нашими нуворишами – но это совсем другая тема), достаточно справедлив и всегда готов прийти на помощь. Он не вызывает страха, а напротив, внушает чувство безопасности. Как это достигается – отдельная тема, сейчас я о другом.

Представления о «честности» у них особенные. Европеец честен, только если страх перед наказанием превышает выгоду. Поэтому очень мало коррупции на низовом уровне. Зато вполне себе – на высоком. Ну и здесь свои особенности. Мэр, конечно, вполне может отдать тендер на дорогу своему приятелю, который потом с ним поделится. Но при этом откат будет весьма скромен – дорогу-то надо сделать, и сделать качественно, иначе перед соседями неудобно, да и полиция заинтересуется. Да и о золотых унитазах здесь мало кто мечтает – не перед кем выпендриваться.

Итак, подытожим. Европеец законопослушен, полагается только на закон и государство и очень зависим от них. А следовательно, привык доверять им и в большом, и в малом. Он привык выполнять десятки норм и предписаний беспрекословно, причем делает это именно из страха неизбежности наказания. Он гораздо более вовлечен в общественную жизнь и гораздо менее индивидуален, чем средний русский. Общественное вообще – свято. Он способен на искреннюю дружбу, однако едва ли снимет последнюю рубаху ради кого-то. Если наша дружба ближе к слову «братство», то их – к товариществу. Европеец привык обходиться малым, тягу к роскоши считает чем-то неприличным. Он с подозрением и свысока относится к любым чужакам. При этом чужаков не романской культуры он вообще считает в лучшем случае недалекими жалкими варварами. Объегорив кого-то, он едва ли будет мучиться угрызениями совести, если будет уверен в своей безнаказанности. Он работает больше и дисциплинированнее, чем русский – однако, опять же, из страха пред возможным наказанием, ущербом и из-за отлично организованной системы контроля. Если есть возможность безнаказанно побездельничать – сделает это с удовольствием (ну, кроме немцев, пожалуй. У тех арбайтен на генетическом уровне – это единственный стереотип, который, как мне показалось, верен. К австрийцам это не относится) У него, фактически, гораздо меньше свободы и прав, однако в этих правах он уверен гораздо больше.

Подписывайтесь и ставьте 👍, это важно для меня!