Найти в Дзене

Главный враг Ф.И. Тютчева в стихотворении "К. В. Нессельроде" Противостояние патриота и вредителя.

Кто такой К.В. Нессельроде ? Не уважающий Россию русский министр, русофоб и англофил, заклятый враг Ф.И. Тютчева. Поэтому поэт его про себя называл "Кисельвроде". Противостояние Тютчева и Нессельроде в среде русской дипломатии чем-то напоминает мне отчаянную борьбу патриота-одиночки Ломоносова посреди засилья немецких академиков, абсолютно равнодушных к России, которые царили в Российской академии наук. Век поменялся с 18 на 19, а все та же проблема оставалась. Стихотворение "К. В. Нессельроде", начинающееся красноречивыми строками "Нет, карлик мой! трус беспримерный!" написано в в мае 1850 года как воспоминание о том, что Нессельроде проводил политику, крайне не выгодную для нашей страны. Он делал это постоянно за весь долгий срок, что находился на своем посту, но здесь конкретно идет речь о греческой революции 1821-1829 года. Нет, карлик мой! трус беспримерный!.
Ты, как ни жмися, как ни трусь,
Своей душою маловерной
Не соблазнишь Святую Русь... Иль, все святые упованья,
Все убежде

Кто такой К.В. Нессельроде ? Не уважающий Россию русский министр, русофоб и англофил, заклятый враг Ф.И. Тютчева. Поэтому поэт его про себя называл "Кисельвроде".

Противостояние Тютчева и Нессельроде в среде русской дипломатии чем-то напоминает мне отчаянную борьбу патриота-одиночки Ломоносова посреди засилья немецких академиков, абсолютно равнодушных к России, которые царили в Российской академии наук. Век поменялся с 18 на 19, а все та же проблема оставалась.

Стихотворение "К. В. Нессельроде", начинающееся красноречивыми строками "Нет, карлик мой! трус беспримерный!" написано в в мае 1850 года как воспоминание о том, что Нессельроде проводил политику, крайне не выгодную для нашей страны. Он делал это постоянно за весь долгий срок, что находился на своем посту, но здесь конкретно идет речь о греческой революции 1821-1829 года.

Нет, карлик мой! трус беспримерный!.
Ты, как ни жмися, как ни трусь,
Своей душою маловерной
Не соблазнишь Святую Русь...
Иль, все святые упованья,
Все убежденья потребя,
Она от своего призванья
Вдруг отречется для тебя?..
Иль так ты дорог провиденью,
Так дружен с ним, так заодно,
Что, дорожа твоею ленью,
Вдруг остановится оно?..
Не верь в Святую Русь кто хочет,
Лишь верь она себе самой, –
И бог победы не отсрочит
В угоду трусости людской.
То, что обещано судьбами
Уж в колыбели было ей,
Что ей завещано веками
И верой всех ее царей, –
То, что Олеговы дружины
Ходили добывать мечом,
То, что орел Екатерины
Уж прикрывал своим крылом, –
Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить!
Всемирную судьбу России –
Нет, вам ее не запрудить!..

По итогам греческой революции, в которой Россия помогала Греции, Тютчев как секретарь посольства вместе с ректором Мюнхенского университета Фридрихом Тиршем разрабатывали план, по которому Греция должна была находиться под покровительством России, поскольку Россия действительно больше всех сделала для ее освобождения.

Но Нессельроде не позволил плану осуществиться и всю выгоду от русской победы отдал Англии, которая конкурировала с Россией за сферу влияния.

Карл Васильевич Нессельроде наиболее длительное время, за всю историю российской государственности, был министром иностранных дел России, хотя не старался даже научиться говорить по-русски.

С чего он начал свою карьеру? Граф Нессельроде, протестант немецкого происхождения, был изначально под опекой Павла Первого, после снискал благоволение Александра Первого и окончательно укрепился при русском дворе, женившись на богатейшей невесте Марии Гурьевой, дочери русского министра финансов.

Как и ее жених, она не уважала русский язык и, очевидно, Россию тоже. Это к вопросу о внутренней душевной русофобии, свойственной, увы, многим русским.

Графиня Нессельроде содержала в Петербурге влиятельный и шикарнейший салон, обеды которого славились на всю Европу. (Граф Нессельроде был страшным гурманом, несмотря на свое лютеранство). Там было запрещено говорить по-русски и яростно ненавидели Пушкина, Грибоедова...

Есть мнения, что именно Мария Нессельроде, жена этого дурного министра, была позднее активным участником травли против Пушкина, приведшей к гибельной для поэта дуэли.

В настоящее время считается, что Нессельроде ответственен и за изоляцию России во время Крымской войны 1853-1856, что обусловило тогда ее поражение.

Что до Тютчева, хорошо и близко знавшего Нессельроде, то наш поэт, дипломат и философ был абсолютно уверен, что Нессельроде состоял во вражеском заговоре против России...