Часть 5
Полная карта маршрута этого участка есть на видео
6 мая. Долина Торыш и Султан-Апе.
По графику предполагался самый насыщенный день. Соответственно собрались чуть раньше обычного. Пришлось немного вернуться обратно, чтобы вблизи посмотреть – что есть такое шаровые конкреции, о которых часто упоминается на районе. В общем, есть такая степная долина; её по-всякому называют, но чаще встречается топоним «Торыш». Вот туда и направились.
Сильно не углублялись, благо этих шаров тут навалом и около дороги. Самые живописные из них и запечатлели. Некоторые конкреции активно используются верблюдами в качестве жопотерки. Особенно много скоплений шерсти и говна около тех шаров, которые стоят (или лежат?) по двое с небольшим зазором между ними.
После конкреций едем сразу на пещерную мечеть Султан-Эпе (или Апе). По сути, первый такого рода культурно-исторический объект на пути. Хотя далеко не единственный. Таблички с указателями на подобные, но менее известные, памятники периодически встречались по дороге. Истории тут много, особенно, что касается раннего Ислама.
Возле Султан-Апе встречаем группу велосипедистов из Москвы. Набирают воду из колодца; говорят, что тут самая чистая вода, которую они встретили на своем пути. Колодец почти на краю пропасти – фактурненько. Тоже залили полные канистры, плюс напоили местную живность ака коровы.
В самой мечети никого не было. Но видно, что тут много паломников бывает. Рядом стояли шатры, и кто-то накрывал несколько столов. В общем, разулись и по коврам спустились вниз. Внутри прохладно и чисто. Есть колонны, на которых, как и полагается, много непонятных букв. Мечеть вроде как основана в районе 9 века, т.е. для сравнения – это в те времени, когда только появлялась Древняя Русь.
Тут же по пути осмотрели некрополь Кенты-Баба. Тоже древний памятник 10-15 веков. Интересные постройки. Правда, в большинстве случаев видны следы реконструкций. Но отдельные элементы явно из тех времен. Удивили изображения животных на плитках. Вроде как в Исламе есть запрет на рисунки живых существ. Но времени разобраться в этом пока не было. Мож кто пририсовал…
Жыгылган и Форт-Шевченко
После подземной мечети Султан-Эпе открывался прямой путь на море. Это которое Каспийское. Крупнейший бессточный водоем на земле, к слову. Можно было ехать дальше вдоль берега, но решили срезать поверху и выползти к побережью в местечке Жыгылган, что в переводе означает «Упавшая земля». Дорога поверху – ровная степная – местами можно держать скорость в районе 70-80 км/ч.
Выехали напрямки на смотровую площадку, вышли из машины и охренели. Это я еще мягко про свои первые осчучения. Под ногами пропасть в пару-тройку сотен метров, внизу хаотические нагромождения огромных пластов горных пород. Причем пласты эти валяются под разными углами, вплоть до вертикального. Видно, что обрушения периодически продолжаются, так как вдоль края обрыва идут огромные трещины. А сразу за обрывом начинается бирюзовое море. Даже со спутника провал смотрится весьма феерично.
Ветер разгоняется по пропасти и с огромной скоростью выходит вертикально вверх. Ради прикола покидали в пропасть траву и мелкие кусты – вылетают обратно и падают за спиной. Даже на фото получился этот момент запечатлеть.
Было предположение, что дно Жыгылгана может быть ниже уровня моря. Оказалось одновременно, что и да и нет. По GPS дно впадины примерно на 20 метров выше уровня Каспия. Но ведь сам Каспий на 25-30 метров ниже уровня моря. Поэтому правильный ответ: ниже уровня мирового океана, но выше уровня Каспийского моря.
Дальше спускаемся к морю. Дорога по принципу «one way ticket». Назад по ней уже не подняться: большой уклон, огромные камни. Хотя… Мы не пробовали. Далее ищем тихое место для обеда и находим его на озере под таким же названием – Жыгылган. Озеро небольшое и сильно соленое. В толще воды миллиарды красных рачков.
Потом были сомнения – получится ли проехать вдоль берега. В районе мыса рельеф сильно изрезан – кругом все те же отвалившиеся куски «упавшей земли». Но жиденькая дорога все-таки идет. А где есть дорога, там проедет нива. Так и получилось. Но в некоторых местах снизу постукивали камни и валуны, иногда разгружаться приходилось.
Где-то тут мы впервые выползли к воде. На камнях – сотни бакланов. В камнях – сотни разноцветных змей: черные, белые, серые, зеленые... В таком количестве видеть еще их не приходилось. Все это были водяные ужи, но сразу привыкнуть к этому сложно. Эти ужи отличаются от наших привычных сухопутных тем, что громко шипят при приближении, кидаются, пытаясь какбы укусить, и иногда поднимают голову, прямо как кобры.
В общем, долго не задерживались. Хотя песочные пляжики кой-где начали попадаться. Подъем наверх тут был более пологий, но все равно без понижайки никак. После того как вылезли, оставалось еще километров 50 до Форта-Шевченко.
Была мысль на эту ночь найти гостиницу, чтобы сэкономить по времени и привести себя в более цивилизованный вид. В итоге, большинство гостиниц в Баутино (порт рядом с Фортом-Шевчненко) с ценами заметно выше московских. Но хороший вариант таки отыскали и договорились.