Найти в Дзене
готовые документы

Особенности обращения с твердыми коммунальными отходами

Проблемы обращения с твердыми бытовыми или коммунальными отходами получили в последнее время большую актуальность.

Причем с такими проблемами сталкиваются не только физические лица — жители помещений, но и организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В этой статье мы попробуем ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Что такое твердые коммунальные отходы?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Какие отходы относятся к твердым коммунальным отходам?

Зачастую у юридических лиц встает вопрос: относится ли тот или иной отход, образующийся в результате их деятельности к ТКО?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Согласно разъяснениям Росприроднадзора к ТКО в соответствии с ФККО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению (код 7 30 000 00 00 0 по ФККО), в случае если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Ниже представлен перечень групп отходов, включающих виды отходов, относящихся к твердым коммунальным:

-2

Какой нормативно-правовой акт регулирует обращение с ТКО?

Основным документом, определяющим правовые основы обращения с отходами производства и потребления, в том числе ТКО, является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Регулированию деятельности в области обращения с ТКО посвящена Глава VI вышеуказанного закона.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО?

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются, и их места накопления находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статус регионального оператора присваивается юридическому лицу на основании конкурсного отбора.

Кто обязан заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО?

Согласно ч. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Исключение составляют только юридические лица, у которых в собственности или на ином законном основании имеются объекты размещения отходов. Такие объекты должны быть расположены в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО юридического лица, или на смежном земельном участке.

Как определяется тариф на оказание услуги по обращению с ТКО региональными операторами?

-3

Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Как рассчитывается объем (масса) ТКО?

В целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО объем (масса) ТКО определяется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

Правилами предусмотрено два варианта коммерческого учета ТКО в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО:

1. Расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа.

2. Расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

При раздельном накоплении ТКО используется второй вариант коммерческого учета.

Кто вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО?

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, «образователь» отхода, относящегося к ТКО, освобождается от обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении этого вида отхода.

Еще больше информации об обеспечении экологической безопасности, а так же о том, какие обязательные локальные документы должны быть в каждой организации, на сайте "Готовые документы"