Сегодня хочется немного вспомнить о том, что такое предпринимательство. Был период времени в моей профессиональной практике, когда я преподавал дисциплины «Основы бизнеса», «Коммерция», «Коммерческая деятельность», «Основы предпринимательства», «Предпринимательство», «Организация предпринимательской деятельности», «Экономика и предпринимательство» и «Менеджмент и маркетинг предпринимательской деятельности». Для обывателя все эти понятия не просто схожи, но и одно и то же, точно также как и слова спекулянт, агент, дилер, дистрибьютер, коммерсант, предприниматель, бизнесмен и т.п. А вот почему такие разные понятия появились, уверен, никто не решался задумываться.
Первое что обычно задавал своим студентам, так это совершенно абстрактный вопрос: «Какой пирог Вы любите и с какой начинкой?». Варианты, естественно, разные, учитывающие версии вкусов, сезонности, пристрастий и традиций, предпочтения в семействе и т.д. Так вот! Предпринимательство – это в подобии пирога, но его отличие от других форм экономической деятельности заключается в начинке. Именно какую начинку предприниматель в своей деятельности закладывает, такого вкуса и аппетита в конечном результате и получит, ну, само собой для того, чтобы получить к осени пирог нужно трудиться и трудиться.
Начнем с того, что понятия «предпринимательская деятельность и предпринимательство» практически идентичны, кроме одного случая, когда необходимо обозначить виды предпринимательства:
Однако следует понимать, что кроме видов предпринимательства еще есть разновидности предпринимательской деятельности, которые могут быть группированы следующим образом:
Это не универсальная классификация, т.к. существуют различные подходы к видовому распределению. Хотя нельзя ограничивать видовой подход, т.к. предпринимательство имеет разные грани и деятельные порывы, т.е. развивается и трансформируется. Но как бы не происходили эти метаморфозы с предпринимательством его экономическая закономерность должна соответствовать следующим ролям в экономике:
Исполнение именно этих основополагающих ролей в экономике может признаваться предпринимательством. Поэтому те торговцы, челноки, коммерсанты, посредники и т.п., которые не играют представленные на рисунке роли в экономике не могут быть предпринимателями.
Также имеет место быть глубокому заблуждению, когда слова «бизнес» и «бизнесмен» стараются совместить либо идентифицировать с предпринимательством. Потому что бизнес – это всего лишь репродуктивная деятельность в предпринимательстве. Если объяснять с позиции смыслового происхождения терминов, то следует подчеркнуть два иноязычных термина: французского - «антрепренерство» и английского - «интрапренерство», дословно обозначающие, первое, предпринимательство, а второе – внутреннее предпринимательство. Так вот, интрапренерство – это и есть в нашем понимании бизнес, а интрапренер – это бизнесмен.
Необходимость «бизнесмена» в российской действительности объясняется тем, что крупные или средние формы предпринимательства могут позволить себе создавать новые товары (услуги, работы), обладающие рыночной новизной и потребностью. Именно с этой целью крупные и/или средние формы предпринимательства могут создавать так называемые временные творческие коллективы (ВТК), временные исследовательские или изыскательные команды (ВИК), временные проектные группы (ВПГ) либо приглашать к партнерству индивидуальных предпринимателей и еще самозанятых. Однако топ-менеджмент российских крупных и средних форм предпринимательства не привыкли к таким способам взаимодействия, поэтому чаще всего называют бизнесменами тех, кто им оказывают консалтинговые услуги, посреднические действия, инвестиционные сделки и т.п., что на самом деле относится к видам предпринимательства.
Допустим, в городе N предприниматель решил открыть сеть ресторанов, т.е. не предприятий общественного питания, а концептуально именно в сфере ресторанного сервиса, которое в идеале должна соответствовать нормам предпринимательства. Успех такого проекта будет возможно только в том случае, если антрепренер вовлечет в предпринимательскую деятельность интрапренеров, в частности, ВПГ. В маркетинге существует негласная норма, определяющая статус предпринимателя на рынке, если он занимает минимум 12-17% его емкости.
Любой здравомыслящий коммерсант решит заключать договор с поставщиками и под определенные меню будут привозить продукты и сырье для приготовления продуктов питания. Но такая форма никак не обеспечит гарантии качества продукции, а на решение проблем с возвратом и поиском других вариантов могут привести к стоп-листу позиции в меню. Однако это уже не предпринимательство, а коммерческая деятельность, потому что предприниматель привлечет в ВПГ личные подсобные хозяйства (интрапренеры), официальные представители которых становятся бизнесменами, а предприниматель просто закажет бизнесменам продукцию именно по той технологии, что будет востребована его ресторанному сервису. Если требуется картофель под фри, тогда предприниматель найдет семена такого картофеля и передаст их своим интрапренерам для культивирования, а предварительно обеспечит их инструктивными мероприятиями, включая организации образовательных курсов. Это нужно для того, чтобы форма и вкус картошки-фри были одинаков от всех интрапренеров, что гарантирует качественный стандарт ресторанного сервиса.
Таким образом, предпринимательство и бизнес – это разные понятия, соответствующие понятиям «антрепренерство» и «интрапренерство», а предприниматель и бизнесмен – это разные люди и выполняют различные функции, хотя взаимодействуют в одном предпринимательском поле, что и является основным запутывающим феноменом однозначного восприятия этих субъектов.
Спасибо за внимание!
#рынок #предпринимательство #спекуляция #бизнес #маркетинг #экономика