Визуализация эмоций: выражение глаз

1,5K прочитали

Зачем нужна визуализация эмоций? Понятно, что визуализация внешнего облика персонажей важна, ведь читатель должен иметь представление о том, как они выглядят. А что касается эмоций, то проще написать, что чувствует герой — расстроился, обрадовался, рассердился, изнемогает от любви и т. д.

Зачем нужна визуализация эмоций? Понятно, что визуализация внешнего облика персонажей важна, ведь читатель должен иметь представление о том, как они выглядят.

Проще, да. Но лучше ли? И дело даже не в этом, рассказать об эмоциях тоже можно очень ярко и убедительно. Но многие, особенно начинающие писатели сетуют, что фокальный персонаж не может знать, что чувствуют другие действующие лица, а автору так хочется рассказать об этом читателям. Так в чём же дело? Только не расскажите, а покажите.

Что такое визуализация эмоций

В широком понимании визуализация — это перевод мыслей об объекте в его зрительный образ. Простейший пример визуализации — это иллюстрации в книге. Но художникам проще, они используют краски и линии, чтобы запечатлеть воображаемый образ и продемонстрировать его другим. Но как быть писателям, особенно если нужно показать эмоции персонажей, а не просто рассказать о них? Здесь невозможно не вспомнить любимые мной строки из стихотворения Николая Заболоцкого:

«Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно»

Да, поэтам и писателям приходится сложнее: им надо так подать описание персонажа, чтобы, с одной стороны, читатель увидел живой, реалистичный образ, а с другой – не потонул в скучных деталях.

О визуализации внешнего облика героев я уже писала, но с эмоциями дело обстоит ещё сложнее. Можно, конечно, просто написать, что чувствует персонаж, но это получается не всегда достоверно, а в ряде случаев (повествование от первого лица) рассказать о чувствах другого персонажа просто невозможно.

"Эмоции". Художник Луи Леопольд Буальи
"Эмоции". Художник Луи Леопольд Буальи

Здесь поможет знание невербальных экспрессивных реакций: движений, мимики, поз, выражения глаз и т. д. Они сигнализируют о тех или иных эмоциях человека, даже если он не хочет показать свои чувства.

Экспрессивные реакции — интереснейшая вещь. Это физиологические реакции организма в ответ на переживаемые эмоции: улыбка, слёзы, мурашки по коже, затруднённое дыхание, тремор (дрожание конечностей), румянец на щеках, изменение размера зрачков и т. д. Многие из этих реакций хорошо заметны, поэтому годятся для визуализации. Так, достаточно написать, что у персонажа дрожали руки, чтобы читатель понял, насколько он нервничает.

Большинство из этих реакций, к тому же рефлекторные, то есть неосознаваемые и неуправляемые. Например, невозможно покраснеть по желанию и без причины. Улыбку человек может изобразить, но фальшивка всё равно заметна. В улыбке участвуют не только мышцы лица, но и глаза, а выражение глаз подделать невозможно. Вот на них я и остановлюсь в этой статье.

«Падший ангел» (фрагмент). Художник Александр Кабанель
«Падший ангел» (фрагмент). Художник Александр Кабанель

«Эти глаза напротив…»

Почему глаза называют «зеркалом души»? Потому что может быть лживой улыбка, можно изобразить удивление или сочувствие, но глазами солгать невозможно — их реакции рефлекторные и проявляются вне желания человека.

Свечение радужки глаз

Глаза могут светиться не только у кошки, но и у человека, хоть и не так интенсивно, однако вполне заметно. Помните выражения: «сияющий взгляд», «глаза блестят, светятся», «глаза яростно сверкают». Свечение радужки глаз становится заметно, когда человек находится в состоянии возбуждения, его эмоции на подъёме. Возбуждение может быть вызвано неподдельным интересом, особенно если человек смотрит на объект этого интереса, как кошка на птичку за окном. Поэтому по сияющим глазам можно узнать влюблённого человека. Даже если он не хочет демонстрировать свою влюблённость, то взгляд на любимого выдаст его чувства. А сияющие глаза влюблённой девушки делают её более привлекательной для представителей мужского пола. Поэтому в такую девушку часто начинают влюбляться все, кто «мимо пробегал».

Но возбуждение может быть разное. Сильная ненависть — это тоже возбуждение, и ярость, и гнев. Эти эмоциональные состояния тоже выдают горящие глаза. Только свет их совсем не тёплый, а холодный или пламенный.

Художник-иллюстратор Эдвин Джорджи
Художник-иллюстратор Эдвин Джорджи

А вот равнодушие или неприязнь делают глаза холодными, тусклыми, блёклыми. Именно такие глаза выдают фальшивую улыбку. Искренняя улыбка всегда предполагает интерес и, значит, тёплый блеск глаз.

Размер зрачков

Другой маркер эмоционального состояния — размер зрачков глаз. Он меняется не только от освещения, но и от переживаемых эмоций. Так, зрачки расширяются от удивления и страха. Именно это может выдать испуг человека, если ему сообщают какую-то неожиданную, пугающую информацию, возможно, и провокационную, чтобы посмотреть на его реакцию.

Расширяются зрачки и от восторга, когда человек приходит в радостное возбуждение. В таком состоянии расширенные зрачки сопровождаются ещё и свечением радужки, и кажется, что глаза реально в пол-лица.

Зрачки могут расширяться и от сильной боли, даже если человек старается не показать этого.

А вот в состоянии гнева, раздражения зрачки сужаются, что изменяет выражение глаз в состоянии ненависти. Точечные зрачки в ярости создают впечатление змеиного взгляда. Если добавить к этому свечение радужки, то от таких горящих яростью змеиных глаз берёт оторопь, включаются древние защитные рефлексы, и человек сжимается от страха или старается сбежать.

«Отчаяние». Автопортрет. Гюстав Курбе
«Отчаяние». Автопортрет. Гюстав Курбе

Движения глаз

Движениями наших глаз тоже во многом управляют древние, ещё животные рефлексы, поэтому мы, общаясь с человеком, которого боимся, непроизвольно отводим взгляд, стараясь не встречаться с ним глазами. Избегают чужого взгляда люди трусливые и просто нерешительные, а также чувствующие за собой вину, то есть те, кто испытывает в присутствии собеседника дискомфорт.

И, наоборот, человек, стремящийся доминировать, подавить собеседника, подчинить его себе, упорно смотрит ему в глаза. Тем самым он заставляет другого человека, теряться, испытывать дискомфорт и отводить взгляд. Это тоже древний, защитный рефлекс. Прямой взгляд в глаза у всех высших животных — выражение угрозы и демонстрация своего превосходства. Поэтому собака отводит взгляд, когда на неё в упор смотрит хозяин — она избегает прямого столкновения. А кошка на симпатичного ей человека смотрит, прикрыв глаза. У многих народов, сохраняющих древние традиции, например, у японцев, прямой взгляд тоже считается выражением угрозы.

А если человек, общаясь с вами, прикрывает глаза? В отличие от кошки, такое поведение ни о чём хорошем не говорит. Человек прикрывает глаза, когда ему неприятен собеседник. Слышали такое выражение — презрительный прищур? Таким образом человек показывает, что ему неприятно общение и он убирает собеседника из поля своего зрения, не боится, а просто не хочет видеть.

 ХудожницаЭльжбета Брожек
ХудожницаЭльжбета Брожек

Есть ещё один момент, который стоит оговорить. Большинство из нас не фиксирует сознательно экспрессивные реакции партнёра, а многие об их содержании и не знают. Если, конечно, человек не профессиональный психолог или шпион. Но эмоции собеседника мы чувствуем интуитивно, как бы неосознанно считываем мельчайшие сигналы экспрессивных реакций и понимаем, что чувствует партнёр. Такая способность развилась эволюционно у всех высших животных — собака тоже ощущает эмоции не только сородичей, но и человека. И маленькие дети чувствуют настроение мамы.

Вот и автору нужно так описать эмоции, чтобы читатель «увидел» чувства и переживания персонажа и ощутил его эмоции. Естественно, написать как надо, проще, чем это сделать, но кто сказал, что литературный труд — это просто?