Найти тему

О "чудесном" прозрении

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Всем привет!

В один прекрасный день на прием пришел пациент, мужчина за сорок. Его очень беспокоило, что в последнее время при работе с документами сильно устают глаза , мелкие цифры "плывут", хочется проморгаться и отодвинуть текст подальше. Ситуация становится чуть лучше, если дополнительно включить настольную лампу. Но если вдруг дедлайн настигает - так вообще, к концу дня даже за рулем он чувствует себя неуверенно: очень сложно следить за дорожной ситуацией, потому что и вдаль тоже видно нечетко. Приходится ехать, что называется, "по приборам".

"Как же так, ведь раньше все было хорошо! На медосмотре всегда говорили, что зрение как у орла!" - жаловался он.

Что ж, жалобы понятны. Ведь с помощью зрения, как говорят физиологи, мы получаем до 80% информации об окружающем мире. И любые возникающие проблемы со зрением влекут за собой заметные ограничения и в работе, и в быту.

И тут следует задать важный вопрос: сталкивался ли пациент с подобными проблемами в своей жизни прежде, и если сталкивался, то каким образом пытался с ними справиться.

"А как же! В детстве очки выписывали! Да и еще на лечение отправляли! Тогда удалось зрение исправить - поступил в институт, и очки снял!"

Какие же очки в детстве носили: "плюс", "минус" или сложные, атсигматические?

"Плюсовые, конечно, что-то около +2.00 что-ли..."

Это немного проясняет ситуацию. После проведенного оптометрического обследования у пациента была обнаружена гиперметропия слабой степени (очки вдаль+1.50 D) и пресбиопия (то, что называют возрастной дальнозоркостью).

Загадка! Как же могло произойти такое чудо: в детстве зрение исправили, а потом у взрослого человека зрение снова начинает "шалить"?

Дело в том, что в раннем детстве глаз человека имеет преимущественно гиперметропическую рефракцию (дальнозоркость). Связано это с особенностью устройства глаза ребенка. Оптические параметры роговицы у новорожденного почти такие же, как и у взрослого, а вот размер глаза существенно меньше: у младенца длина глазного яблока составляет 16-18 мм, а у взрослого - около 24 мм. Поэтому, когда ребенок смотрит на окружающие его предметы, глазу не удается сформировать изображение на сетчатке - фокусное расстояние роговицы больше, чем надо, и на глазном дне формируется размытое пятно светорассеяния:

рис. автора
рис. автора

Как правило, пока ребенок взрослеет, соотношение длины глаза и оптической силы роговицы приходят в соответствие друг другу (этот процесс называется эмметропизацией).

Однако в некоторых случаях, в особенности при заметном отклонении преломляющей силы глаза от нормы (то есть если детская дальнозоркость превышает +4.00 D) для нормализации роста глаза и даже правильного развития всей центральной нервной системы может потребоваться оптическая коррекция.

Компенсировать "лишнюю" дальнозоркость помогает еще один механизм - аккомодационный аппарат глаза. Он включает в себя хрусталик, особую мышцу - цилиарную, и связывающие их между собой цинновы связки. Хрусталик обладает уникальной способностью - он эластичен; при сокращении цилиарной мышцы, при натяжении или ослаблении цинновых связок хрусталик способен менять свою кривизну и оптическую силу, регулируя тем самым рефракцию глаза. Основная задача аккомодационного аппарата - обеспечить хорошее, четкое зрение вблизи. При взгляде на близкий предмет мышца напрягается, хрусталик становится более выпуклым, рефракция глаза усиливается - и человек может хорошо рассмотреть близкий предмет. При взгляде вдаль в норме мышца расслаблена, хрусталик имеет меньшую кривизну, и отдаленные объекты видны четко

При дальнозоркости аккомодация срабатывает даже при взгляде вдаль - ведь необходимо усилить рефракцию глаза, уменьшить фокусное расстояние его оптической системы таким образом, чтобы фокус оказался прямо на сетчатке.

рис. автора
рис. автора

У младенца мышечный аппарат слаб, слаба и цилиарная мышца. Поэтому все специальное "лечение" детской дальнозоркости направлено на тренировку аккомодационного аппарата (справедливости ради стоит отметить, что тренируются еще и глазодвигательные мышцы, но об этом как-нибудь в другой раз). А чтобы глаз ребенка "понимал", к чему нужно стремиться, какую остроту зрения необходимо иметь, чтобы функционировать правильно, назначается оптическая коррекция!

Если при росте ребенка останется некоторая несоразмерность рефракции и длины глазного яблока, натренированная цилиарная мышца сможет "удержать" фокус на сетчатке, и острота зрения будет высокой.

Поэтому наш пациент и смог в свое время отказаться от ношения очков - его дальнозоркость стала КОМПЕНСИРОВАННОЙ.

Но почему же он столкнулся с ухудшением зрения в 40 лет?

Причина в следующем. Хрусталик эластичен, но со временем теряет такую способность. Максимальной эластичностью он обладает только в детском возрасте, а потом постепенно, но неуклонно начинает уплотнятся. И приблизительно в 40 лет (значение среднее, все очень индивидуально) он становится настолько плотным, что уже плохо поддается воздействию цилиарной мышцы и не может менять свою кривизну в нужной степени. Развивается пресбиопия, а в случае, если у пациента имелась скрытая дальнозоркость - происходит еще и декомпенсация дальнозоркости.

Именно это и произошло с нашим пациентом - на фоне снижения аккомодационного резерва проявилась его доселе скрытая дальнозоркость, и ресурсов цилиарной мышцы более не хватает для сохранения качества зрения. Отсюда - сложности при работе вблизи, отсюда - нестабильное зрение вдаль.

Какая же мораль в этой истории?

Следовать самым простым правилам: регулярно проверять свое зрение у специалиста (оптометриста или офтальмолога, который специализируется на подборе коррекции), и следовать его рекомендациям!

Будьте здоровы!