Найти тему
Антон Курицын

А.И. Штакеншнейдер - главный архитектор при дворе Николае I. Часть 1: Краткая биография.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865)
Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865)

Приветствуют читателей и подписчиков моего канала. После перерыва возобновляю работу на канале «Записки молодого пенсионера». В ноябре-декабре 2021 года и в январе 2022 года была опубликована статья «Что скрывает дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка»». В статье я попытался показать всю красоту и уникальность дворцово-паркового ансамбля, расположенного в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга на южном побережье Невской губы Финского залива. Искренне благодарю всех читателей и подписчиков, которые не остались равнодушными к статье. В сегодняшней публикации расскажу о человеке, по проектам которого создался дворцово-парковый ансамбль «Сергеевка» (бывшая усадьба Лейхтенбергских) - это русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, как его ещё называли - главный архитектор при дворе Николае I. Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 года в Гатчинском уезде Санкт-Петербургской губернии. Он был внуком кожевника Иоганна Штакеншнейдера, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга (Германия), которому в 1797 году даруется в потомственное владение мельница с прилегающим к ней обширным земельным участком. Спустя год был построен каменный дом, ставший семейной усадьбой. Так как в семье говорили по-немецки, мальчика назвали Генрихом, и только впоследствии его нарекли на русский лад: Андрей Иванович. С раннего детства Андрей Иванович проявлял способности к рисованию и сооружению игрушечных построек. Поэтому в конце 1815 года в возрасте 13 лет его отдали в архитектурный класс Академии художеств, но поскольку он числился иностранцем, семье приходилось платить за обучение. Средств не хватало, поэтому юный А.И. Штакеншнейдер, не закончив курс, вынужден был в январе 1821 года устроиться на службу чертёжником в Комитет строений и гидравлических работ, который занимался регулированием застройки площадей и улиц Санкт-Петербурга. Возглавлял чертёжную мастерскую Огюст Монферран. Спустя 4 года работы молодой архитектор попал в команду специалистов, которых набирал Огюст Монферран для работы над проектом Исаакиевского собора. В мае 1830 года А.И. Штакеншнейдер по ходатайству Огюста Монферрана выехал за границу. Во время поездки А.И. Штакеншнейдер посетил Помпеи, где сделал зарисовки и обмеры на раскопках древнеримского города, в Берлине познакомился с постройками К.Ф. Шинкеля возводившего здания в стиле «прусского эллинизма». Вернувшись в Россию, А.И. Штакеншнейдер с 1831 года занимается частными постройками, и в это время обращает на себя внимание начальника III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии графа А.Х. Бенкендорфа:

Граф Александр Христофорович Бенкендорф.
Граф Александр Христофорович Бенкендорф.

Граф А.Х. Бенкендорф привлекает А.И. Штакеншнейдера к постройке своей загородной усадьбы в имении Фалль, в окрестностях Ревеля (Кейла-Йоа), для которого выбрали романтический стиль «готического замка»:

Замок Фалль (Эстония). Фото взято из свободных источников.
Замок Фалль (Эстония). Фото взято из свободных источников.

В качестве прототипа А.И. Штакеншнейдер избрал «Коттедж» в Петергофе постройки А.А. Менеласа:

«Коттедж» в Петергофе постройки А.А. Менеласа. Фото взято из свободных источников.
«Коттедж» в Петергофе постройки А.А. Менеласа. Фото взято из свободных источников.

В том же стиле А.И. Штакеншнейдер строил дачу княгини Т.Б. Потёмкиной в Гостилицах:

После постройки замка А.Х. Бенкендорф остался доволен работой архитектора и в знак благодарности представил А.И. Штакеншнейдера императору Николаю I. После чего А.И. Штакеншнейдер приобрёл благоволение Николая I и получал одно за другим «важные поручения». А.И. Штакеншнейдер начал придворную службу при дворе князя Михаила, сына императора Николая I, стал привилегированным строителем императорских и княжеских дворцов:

А.И. Штакеншнейдер перестраивал великокняжеские усадьбы и дворцы, оформлял интерьеры в разных стилях, о них рассказ пойдёт в следующей части. В 1834 году талан архитектора А.И. Штакеншнейдера оценили по достоинству, присвоив титул академика. В 1835 году А.И. Штакеншнейдер построил в Петергофе «Никольский домик» в «русском стиле»:

«Никольский домик» (Не сохранился).
«Никольский домик» (Не сохранился).

В 1837 году А.И. Штакеншнейдера направили за границу «для совершенствования архитектурных знаний». Во время командировки архитектор посетил Италию, Францию, Германию и Англию. В 1844 году Совет Академии присвоил А.И. Штакеншнейдеру звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи как художнику, уже имеющему известность. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни стал главным архитектором Департамента уделов, а с 1848 года - архитектором Собственного Его Величества двора и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. А.И. Штакеншнейдер работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге и Крыму. В 1851 году А.И. Штакеншнейдер возведен в чин статского советника, а в 1858 году стал действительным статским советником. Дом А.И. Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице дом 10 был центром культурной и общественной жизни столицы. Архитектор приобрёл его у титулярных советников М.Е. и Д.Е. Петровых и перестроил для своей семьи в 1852-1854 годах:

В особняке проходили «штакеншнейдеровские субботы», на которых собирались поэты, писатели, артисты и художники, ставились любительские спектакли. В гостях у архитектора бывали В.Г. Бенедиктов, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Я.П. Полонский и другие. В 1865 году Штакеншнейдеры продали этот дом в связи с болезнью хозяина. Здание было перестроено в доходный дом. В 1854 году А.И. Штакеншнейдер начал преподавательскую деятельность в Академии Художеств и спустя четыре года работы обзавелся самым большим количеством учеников. С 1856 года А.И. Штакеншнейдер являлся главным архитектором Собственного Его Величества Дворца, заведовал загородными дворцовыми постройками государыни императрицы. В последние годы жизни здоровье А.И. Штакеншнейдера значительно ослабло. Весной 1865 года по совету врачей архитектор отправился на лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето казалось, принесло А.И. Штакеншнейдеру пользу, но на обратном пути в Санкт-Петербург он почувствовал себя плохо и скончался в Москве 8 августа того же года в возрасте 63 лет. Архитектора похоронили в Санкт-Петербурге в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни у церкви Григория Богослова, построенной по его проекту:

В 1930-е годы на территории пустыни разместилась школа переподготовки начальствующего состава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР имени Куйбышева, сотрудники которой уничтожили большую часть кладбища, в том числе и могилу А.И. Штакеншнейдера. В заключение этой публикации хочу добавить, что А.И. Штакеншнейдер в знак признания его заслуг перед отечеством неоднократно удостаивался государственными наградами: в 1840 году Орден Святой Анны 3-й степени, в 1846 году Орден Святого Станислава 2-й степени, в 1850 году Орден Святой Анны 2-й степени и 1860 году Орден Святого Владимира 3-й степени. А.И. Штакеншнейдер был женат на Марии Федоровне Халчинской (1811 – 1892), в совместном браке у них родились 8 детей и их судьбы сложились по-разному. На этом первая часть публикации о главном архитекторе при дворе Николае I заканчивается. Во второй части речь пойдет о творчестве и художественных стилях А.И. Штакеншнейдера.

Спасибо, что прочитали статью. Жмите палец вверх, если понравилась. Оставляйте комментарии. Подписывайтесь на мой канал. Берегите себя и своих близких. Всем хорошего дня!