На днях посмотрела фильм Марлена Хуциева "Послесловие". В фильме заняты всего два актера, Ростислав Плятт и Андрей Мягков. На первый взгляд фильм скучноватый, с непонятной идеей, но я втянулась, посмотрела до конца. И поняла, надеюсь, идею автора. Фильм пронизан мотивом одинокой старости, желанием найти себя в полном одиночестве, показано, как не должны вести себя взрослые люди, то есть старики по отношению к молодым.
В Москву, в гости к дочери приезжает с юга Алексей Борисович — 75-летний отец. Но дочь уехала в командировку. Тестя встречает зять, взявший отпуск для работы над диссертацией.
Два представителя разных поколений и взглядов на жизнь проводят вместе несколько дней. Алексей Борисович, бывший военврач-хирург, в ожидании дочери коротает время, общаясь со своим зятем Владимиром, периодически встречаясь со старыми друзьями и прогуливаясь по Москве, в которой провёл довоенную молодость.
И вот с порога Алексей Борисович начинает рассыпать восторги по поводу и без: радуется грозе, стоя у окна и читая стихи, радуется орловскому хлебу (какой замечательный вкус), радуется рассвету и т.д.
Далее демонстрирует чудеса болтливости, описывая свою жизнь по сути дела малознакомому человеку, суетится , ухаживая за зятем, готовя ему завтраки и обеды, чем окончательно выводит из себя зятя, мешая писать тому диссертацию.
Кроме всего прочего, он лезет в распорядок дня зятя, учит его, как правильно организовать день, наводит порядок на его письменном столе, чем окончательно добивает зятя, которому уже и не хочется домой идти.
И опять восторги, рассказы... И вот тесть уезжает. Уезжает внезапно, будто почувствовав , что его уже еле терпят, собирается опять шумно, восторженно, ссылаясь на какие-то срочные дела. Зять провожает его, облегченно вздыхает и едет домой.
И вот он садится наконец за печатную машинку , потирает руки от удовольствия заняться любимой работой в тишине и .... Не пишется, не печатается, чего-то не хватает...
Конец фильма. Как вы думаете, друзья, чего не хватает?
Я думаю, что ему не хватает того мира, который приоткрыл ему тесть, мира восприятия действительности с детской радостью и непосредственностью, мира, где нет зависти, гонки за карьерой, где каждый день воспринимается как самый дорогой подарок в жизни.
И он уже другими глазами смотрит на свою жизнь, полную суеты, погони за карьерным ростом, на отсутствие детей, на обедневшие отношения с женой. То есть, о чем я? О том, что надо внимательнее относиться к старикам, это целый мир, прожитый без нас, надо почаще общаться со своими взрослыми, как мы их называем, родственниками, спрашивать почаще не только об их здоровье, а и о том, что у них на душе, о чем они думают, мечтают, что еще помнят? Ведь молодым в их бешеном ритме некогда разводить долгие беседы с родителями, это и понятно, но тогда и надо быть готовыми к их словоохотливости, к долгим беседам и воспоминаниям, как в фильме.
Я была прилежной, я считаю, дочерью и внучкой, старалась, как могла, почаще баловать их беседами, вопросами, посещением, но теперь, когда они все ушли, нет-нет , да и вкрадется какая-то грусть: недобеседовала, не все спросила, редковато посещала. Иногда встает вопрос: а кто были мои родственники в таком-то городе, чем занимались, - а уже и спросить некого...
Хочу здесь же порассуждать и о другой стороне взрослых родственников, которая тоже очень ярко выделена в фильме : как не надо себя вести в преклонном возрасте.
Я очень стараюсь вести себя с детьми и внуками достойно, не докучать им без надобности, не звонить без дела, не лезть в их дела, о чем я уже писала.
А то как герой Плятта, который наводит порядки в семье тестя и не задает себе вопрос: а как же они жили до его приезда, почему не пропали без его советов?
Очень много в жизни мне пришлось видеть неподобающего поведения пожилых родителей по отношению к своим детям. Которые уже и не дети по возрасту, и давно уже своих детей имеют, и умней нас в сто раз. Но многие мои знакомые считают, что, раз это его ребенок, то семья его тоже его, и он имеет полное право лезть со своими советами, звонками бесконечными, наведением порядка в чужой семье. И когда спрашиваю, зачем вмешиваешься - недоуменный ответ: - но это же моя дочь, и семья ее мне не чужая. Но в том то и дело, что семьи детей нам уже относительно чужие: там свой порядок, свои вкусы, свои методы воспитания детей. И не надо забывать, что наши дети намного умнее нас, более адаптированы к сегодняшним условиям, более грамотны во всех отношениях.
А что остается нам? Только любить, наблюдать со стороны за их жизнью, вмешиваться только тогда , когда попросят, не долбить их звонками, не упрекать через раз : я же твоя мать! Я старше и лучше знаю. Нет и еще раз нет.
А то получится, как у героя фильма, когда зять дни считает до отъезда тестя , Как у моей знакомой, которая звонит дочери десять раз в день, упрекает ее в неблагодарности, а на самом деле являет собой образец редкого эгоизма, неумения занять себя в одиночестве. И не понимает, что дочь уже на грани нервного срыва, но мать думает только о себе.
У другой знакомой отец приходил к ней в любое время дня, выпросив себе ключи от ее квартиры, приходил без звонка, предупреждения, не понимал, почему ему не рады, ведь это же его семья? И слышать не хотел , что у дочери своя жизнь и свое расписание.
Делаем выводы по проблеме, которую высветил фильм:
В пожилом возрасте надо стараться вести себя так, чтобы твои дети тебя не возненавидели, чтобы они сами хотели с тобой общаться, сами обращались за помощью.
Не вдаваться в долгие воспоминания, делать это только по просьбе.
Не считать свою жизнь эталоном, она у каждого должна быть своя, со своими ошибками и успехами.
Вот так, друзья, я для себя вывела эти правила и очень стараюсь им следовать, хотя не все еще получается, делаю по- прежнему ошибки, но я буду стараться, что и всем советую, друзья!