Ветхий Завет в Библии рассказывает историю человечества без прикрас. В книге есть место не только добродетелям, но и грехам, поэтому с точки зрения современной морали многие сюжеты шокируют читателей. Судьба Лота и его дочерей удивляла и интересовала не только богословов и историков, но и многих художников, поэтому они стали одними из самых популярных персонажей Священного Писания.
Лот и Содом
Лот был единственным кровным родственником Авраама, отправившимся с ним в Ханаанскую землю. Когда их хозяйства стали настолько большими, что пастухи начали спорить, где чей скот, они разошлись в разные стороны света. Лот с женой и дочерьми ушел на восток и поселился недалеко от Содома – города, который погряз во грехе.
Вскоре всех его жителей постигла кара небесная, а Лот с семьей были единственными, кому ангелы позволили спастись. Условием было то, что они должны уйти не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Жена Лотова не удержалась от такого соблазна, и в византийской мозаике XII века проиллюстрирован момент, когда она оборачивается на Содом, охваченный пламенем. Такое изображение довольно редко встречается в истории искусства, что делает памятник архитектуры еще более ценным.
В наказание за то, что жена ослушалась и обернулась, она превратилась в соляной столб. Недалеко от Мертвого моря до сих пор есть естественно образовавшаяся узкая стела, которая названа ее именем, напоминая о жестоком наказании за нерешительность и сомнения в Божьей воле.
В 1924 году Анна Ахматова написала стихотворение «Лотова жена», где говорит о сочувствии к ее судьбе:
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Грех кровосмешения
Покинув Содом и потеряв жену, Лот вместе с дочерьми продолжил путь и поселился в пещере. Немецкий график Альбрехт Дюрер иллюстрирует сюжет в традициях Северного Возрождения. Библейские герои одеты по моде XV столетия, чтобы сделать их более реальными и понятными для зрителей. На заднем плане за скалой художник изобразил горящий город в красных и желтых лучах пламени. Перед горой на тропинке остался соляной столб, в который превратилась мать девушек. Они смиренно идут за ним, а взгляд опущен вниз, чтобы подчеркнуть их кроткий нрав.
Как-то раз, воспользовавшись тем, что отец пьян, дочери соблазнили его. Однако, они не были подвержены излишней любви к плотским удовольствиям, почему и были спасены из Содома. Истинные мотивы их поступка были в том, что, будучи уверены, что остались одни на всей земле, женщины хотели продолжить род человеческий – от их детей произошли семитские племена моавитян и аммонитян.
Фламандский живописец Ян Брейгель Старший изображает сцену соблазнения Лота на фоне горящих Содома и Гоморы. Сопоставление городов, уничтоженных за чрезмерное увлечение грехом сладострастия и сцены на переднем плане подчеркивает разницу в человеческих намерениях – грехопадение ради наслаждений и удовольствий, или стремление продолжить род. Для того, чтобы подчеркнуть свой замысел художник использовал контрастное освещение – горящие города погружены во тьму, а фигуры Лота с дочерьми освещены ярким светом.
Еще более откровенно раскрывает события Альбрехт Альтдорфер, изображая возлежащего с дочерью Лота. Несмотря на то, что наивная трактовка анатомии характерна для Северного Возрождения, художник все равно обращается с обнаженной натурой более свободно, чем остальные мастера этого региона. Эта работа тяготеет к традиции маньеризма с его изящными силуэтами и эротической красотой. Увлекаясь исключительно внешними эффектами, художники часто пренебрегали моралью и смыслом изображенных сюжетов: так здесь сцена приобретает чувственность, а взгляд Лота на дочь определенно выражает вожделение, хотя кровосмешение было совершено для продолжения рода, а не ради сладострастия.
Несмотря на то, что Рубенс любил фривольные цены, он не позволил себе излишнюю откровенность в библейском сюжете. Живописец целомудренно укрывает Лота драпировкой, а его дочери одеты в платья. Мастеру удалось передать смысл сцены и накал страстей только через взгляды и выражения лиц. Одна из женщин здесь воплощает идеал красоты Рубенса – светловолосая пышнотелая красавица.
Совершенно другое настроение имеет картина «Лот и его дочери», созданная художником Франческо Фурини. Единственный из всех живописцев, он подчеркивает эмоции героев и показывает ошеломленного Лота, удивляющегося поведением дочерей. Синий колорит картины подчеркивает мрачность событий и лишает сюжет идиллического настроения. Фон действий нейтрально темный, и усиливает эмоциональное напряжение, контрастируя со светлыми телами девушек. Изогнутые силуэты подчеркивают их резкие движения. В отличие от остальных художников, Фурини удалось абсолютно точно передать эмоциональное наполнение сцены – фактически женщины изнасиловали отца для того, чтобы получить потомство, а не ради собственного наслаждения.
Итоги
История Лота, описанная в Ветхом Завете, одна из самых сложных с точки зрения морали. С одной стороны, совершенное грехопадение осуждается обществом из-за близких родственных связей, но при этом именно греха здесь нет, потому что помыслы героев были чистые – они хотели спасти род человеческий. Многие художники трактовали сюжет слишком идиллически, не раскрывая истинный смысл этой истории.
На моем канале можно найти и про других библейский персонажей: Саломею, Юдифь, Вирсавию и Сусанну.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!