Найти тему
Эстетика сада

Сад Константина Коржавина на Карельском перешейке// Хвойный сад, поражающий воображение

Иногда маленькое событие, комментарий, оставленный подписчицей под статьей, как ниточка, ведет к большому открытию и знакомству с интересным человеком и удивительным садом.

Именно так я узнала о саде Константина Коржавина, расположенном в Ленинградской области на Карельском перешейке. О саде, поражающем своей красотой и разнообразием хвойных, с необычными элементами, благодаря которым он и стал узнаваемым.

Комментарий, который привел меня к сему примечательному знакомству, был написан к статье о том, что не нужно бояться обрезать плодовые деревья. Ирина Рейзлер написала, что в прошлом году они с подругой провели художественную обрезку двух старых яблонь, от которых как от плодовых толка уже нет, а выкапывать жалко. Убрали все лишнее, получили красивый объект в саду, а вдохновлялись при этом садом Константина Коржавина.

Что это за сад такой, который может вдохновить на идею оставить старые яблони как арт-объекты на участке?

И вот в результате знакомства с Константином (пока онлайн, но летом я планирую посетить сад и в реальной жизни), родилась эта статья о прекрасном месте и его хозяине.

В 1998 году Константин Коржавин приобрел участок в красивом местечке на побережье Финского залива, известном под названием Пески.

Величественная природа Карельского перешейка вдохновила Константина на создание своего сада хвойных, с особой атмосферой и узнаваемыми чертами.

-2

Как же появились старые яблони? Приобретенный участок оказался с историей. Когда-то здесь был добротный финский дом, ткацкая мастерская, амбар, конюшня, множество дворовых построек. При эвакуации финского населения территория, отошедшая СССР, оставлялась финнами опустошенной. Все имущество увозилось, что нельзя было увезти, сжигалось и разорялось. Это были 1939-40 гг.

Когда Константин приступил к освоению участка, им был обнаружен каменный фундамент из обтесанных и подогнанных друг к другу каменных глыб от того сожженного финского дома. Кроме фундамента, в земле были найдены и другие находки, которые нашли свое место в домашнем музее. Коржавины к истории своего участка относятся бережно и с уважением. Они познакомились с финской семьей, которая жила здесь прежде, встречались, обменивались фотографиями.

-3

Сейчас трудно представить, но 1998 году участок представлял собой взъерошенное поле, практически без рельефа, дикое, запущенное. Посреди поля стояли старые засохшие яблони. Их Константин и решил оставить, они стали изюминкой и узнаваемым элементом его детища.

Концепцией сада стало использование дикого камня в сочетании с вечнозелеными медленнорастущими хвойными. Константин выискивал и старательно перемещал в сад свои любимые камни, карельский гранит, покрытый мхом и лишайником.

-4

Давайте спросим у самого Константина, как ему удалось создать такой сад, необычный и узнаваемый, эффектный и гармоничный.

⎻ Константин, расскажите, пожалуйста, как появился Ваш сад? Как давно Вы увлеклись ландшафтным дизайном и коллеционированием хвойных?

⎻ Да, хвойный сад – это больше, чем просто увлечение. Идея создать хвойный сад возникла в конце девяностых, когда появился садовый участок на Карельском перешейке. Участок достался диким, заросшим высоченной травой и молодыми берёзками, а в центре возвышались развалины фундамента старого финского дома из огромных гранитных глыб.

Я проникся атмосферой этого места, близостью соснового леса и Финского залива и решил создать, как сейчас говорят – «ландшафтный проект» своего неповторимого сада в природном стиле.

Проект, конечно, возник не на пустом месте. Идея создания сада давно витала в воздухе.

Мои вдохновители – светлые и тёплые сосновые леса Карельского перешейка, глухие непроходимые дебри хвойных лесов, бескрайние альпийские луга, каменистые осыпи и ущелия, холодные высокогорья и тундры – все те места, которые я часто посещаю в путешествиях.

Именно эти образы послужили основой для создания сада – уголка природы в миниатюре.

Каркасом сада стали хвойные растения и камни. С камнями дефицита не было – в наличии были гранитные глыбы, оставшиеся от фундамента финского дома. С хвойными было сложнее.

-5

Отмечу, что в те времена декоративное садоводство существовало в зачаточном состоянии, и садоводы-любители были буквально на перечёт. Хвойные растения можно было достать только у коллекционеров, или самостоятельно собирать черенки и семена в парках или ботсадах. Приходилось даже перелезать через железные заборы, чтобы оторвать вожделенный черенок. Таким способом я раздобыл редкие сорта можжевельника и тиса, проникнув во внутренний двор Таврической оранжереи.

Со временем я познакомился со многими энтузиастами, стал посещать их сады. И в моём воображении кристаллизовалась картинка сада, который я бы хотел видеть на своём участке. Так я начал высаживать первые хвойные растения, следуя представляемой картинке.

-6

Но самый значительный скачок в развитии произошёл после посещения Чехии и знакомства с местными садоводами, коллекционерами. Известно, что чехи – авторитеты в создании хвойных садов, альпийских горок (так называемые «чешские скалки»). Друзья из Чехии научили меня правильно строить каменистые горки, размножать хвойные растения прививкой, провели настоящий мастер-класс в оформлении и создании сада в природном стиле. Я привёз сотни молодых саженцев, которые послужили зелёной основой сада.

⎼ На фотографиях кажется, что сад огромный. А какого он на самом деле размера?

Площадь участка около 18 соток. Пространства достаточно, чтобы разместить и коллекцию хвойных, и горки, и даже небольшой огород.

Кроме хвойных, разумеется, есть множество других растений. Фавориты – рододендроны, верески, красивые травы, мхи и альпийские растения, разрастающиеся в форме «кочки». В начале лета сад озаряется цветущими кустами рододендронов, это потрясающее зрелище.

-7
-8
-9

⎼ Расскажите о Вашей коллекции. По какому принципу Вы подбирали экземпляры, какие самые интересные растения?

В основе – коллекция хвойных, более 700 видов и сортов. Некоторые из них – совсем миниатюрные, карликовые. За год они увеличиваются в размере на несколько миллиметров, такие «копуши» считаются у коллекционеров самыми ценными и изысканными. Другие имеют красивый цвет хвои, например, жёлтые или сизые, почти синие иголки. Есть даже ёлка с ярко красными молодыми приростами.

-10

Много стелющихся можжевельников, создающих разноцветный ажурный ковёр. Растут пихты, которые разносят сладкий аромат в жаркую погоду. Украшают коллекцию стройные, как карандаш, можжевельники и туи, «плакучие» растения со свисающими вниз ветвями. Всех не перечислить. Именно за это я люблю хвойные – за разнообразие формы и цвета, а также за декоративность в течение всего года.

-11

Другая часть коллекции – альпийские растения. Это миниатюрные цветы, которые привыкли жить среди камней в высокогорных районах. Они медленно растут, образуя зелёные кочки, и летом покрываются мелкими цветками, похожими на россыпи самоцветов. Среди альпийцев самые любимые – горечавки и камнеломки.

⎼ Есть ли у Вас любимое дерево, если да, то почему, какая история Вас с ним связывает?

Любимое дерево – сосна. С детства люблю сосновые леса, тот неповторимый терпкий аромат, шуршание на ветру сосновых иголок, шишки, разбросанные на белом мху. В садовой коллекции очень много сосен – от маленьких плотных сортов-шариков до больших раскидистых. Есть и сибирский кедр – царь-дерево.

-12

⎼ Как Вы находите время для такой кропотливой и энергозатратной деятельности?

Работа в саду доставляет мне огромное удовольствие во всех аспектах – это и физический труд, и воплощение дизайнерских идей, и творческая работа с растениями и ландшафтом. Создавая сад, я рисую картину, развивающуюся во времени и пространстве. Всё это для меня источник энергии, «батарейка» для зарядки.

-13

Времени, конечно, не много – в основном это выходные дни. Но этого вполне хватает, чтобы поработать в саду, и остаётся время для общения с друзьями и на «шашлык».

⎼ Планируете ли Вы в дальнейшем расширять и развивать Ваш сад? Что посоветуйте нам, простым садоводам, мечтающим о своем райском уголке?

За 20 с лишним лет существования сада мы с ним «срослись» в единый развивающийся организм. По мере роста сада приходилось осваивать разные умения и навыки, подстраиваться и корректировать планы. Вначале хотелось собрать большую коллекцию, реализовать дизайнерский проект. Со временем сад рос, и на первый план вышли новые задачи – сохранение растений, в том числе ограничение их роста, ведь многие разрослись до гигантских размеров. Это обстоятельство подтолкнуло меня освоить такие навыки, как фигурная стрижка и обрезка, формирование хвойных в различных методиках, например ниваки, топиари.

-14

Сейчас у меня много единомышленников и друзей по увлечению, мы часто встречаемся, обмениваемся визитами, редкими растениями и общаемся на хвойные темы.

Тем, кто хочет заняться садоводством, могу посоветовать – ничего не бойтесь и начните с малого. Посадите пару растений, наблюдайте за ними. Можно сделать это прямо в городе на придомовой территории. Дальше вы непременно втянитесь в процесс, и вселенная подарит вам многие минуты удовольствия от этого увлекательного занятия.

Константин, а как сейчас поживают старые яблони?

С яблонями всë хорошо - продолжаю формировать их в японском стиле. Весной удаляю лишние ветви и обрезаю прошлогодние приросты, в результате наверху образуются аккуратные шапки.

-15
-16
-17

☀️Выражаю огромную благодарность и признательность Константину Коржавину за интересный рассказ о своем саде и фотографии. У Константина получилось создать неповторимый ландшафтный проект, в котором азарт коллекционера соединился с гармонией и естественностью природы🍀

Другие публикации о красивых садах по тегу: #эстетика_сада_вдохновение