Иногда маленькое событие, комментарий, оставленный подписчицей под статьей, как ниточка, ведет к большому открытию и знакомству с интересным человеком и удивительным садом.
Именно так я узнала о саде Константина Коржавина, расположенном в Ленинградской области на Карельском перешейке. О саде, поражающем своей красотой и разнообразием хвойных, с необычными элементами, благодаря которым он и стал узнаваемым.
Комментарий, который привел меня к сему примечательному знакомству, был написан к статье о том, что не нужно бояться обрезать плодовые деревья. Ирина Рейзлер написала, что в прошлом году они с подругой провели художественную обрезку двух старых яблонь, от которых как от плодовых толка уже нет, а выкапывать жалко. Убрали все лишнее, получили красивый объект в саду, а вдохновлялись при этом садом Константина Коржавина.
Что это за сад такой, который может вдохновить на идею оставить старые яблони как арт-объекты на участке?
И вот в результате знакомства с Константином (пока онлайн, но летом я планирую посетить сад и в реальной жизни), родилась эта статья о прекрасном месте и его хозяине.
В 1998 году Константин Коржавин приобрел участок в красивом местечке на побережье Финского залива, известном под названием Пески.
Величественная природа Карельского перешейка вдохновила Константина на создание своего сада хвойных, с особой атмосферой и узнаваемыми чертами.
Как же появились старые яблони? Приобретенный участок оказался с историей. Когда-то здесь был добротный финский дом, ткацкая мастерская, амбар, конюшня, множество дворовых построек. При эвакуации финского населения территория, отошедшая СССР, оставлялась финнами опустошенной. Все имущество увозилось, что нельзя было увезти, сжигалось и разорялось. Это были 1939-40 гг.
Когда Константин приступил к освоению участка, им был обнаружен каменный фундамент из обтесанных и подогнанных друг к другу каменных глыб от того сожженного финского дома. Кроме фундамента, в земле были найдены и другие находки, которые нашли свое место в домашнем музее. Коржавины к истории своего участка относятся бережно и с уважением. Они познакомились с финской семьей, которая жила здесь прежде, встречались, обменивались фотографиями.
Сейчас трудно представить, но 1998 году участок представлял собой взъерошенное поле, практически без рельефа, дикое, запущенное. Посреди поля стояли старые засохшие яблони. Их Константин и решил оставить, они стали изюминкой и узнаваемым элементом его детища.
Концепцией сада стало использование дикого камня в сочетании с вечнозелеными медленнорастущими хвойными. Константин выискивал и старательно перемещал в сад свои любимые камни, карельский гранит, покрытый мхом и лишайником.
Давайте спросим у самого Константина, как ему удалось создать такой сад, необычный и узнаваемый, эффектный и гармоничный.
⎻ Константин, расскажите, пожалуйста, как появился Ваш сад? Как давно Вы увлеклись ландшафтным дизайном и коллеционированием хвойных?
⎻ Да, хвойный сад – это больше, чем просто увлечение. Идея создать хвойный сад возникла в конце девяностых, когда появился садовый участок на Карельском перешейке. Участок достался диким, заросшим высоченной травой и молодыми берёзками, а в центре возвышались развалины фундамента старого финского дома из огромных гранитных глыб.
Я проникся атмосферой этого места, близостью соснового леса и Финского залива и решил создать, как сейчас говорят – «ландшафтный проект» своего неповторимого сада в природном стиле.
Проект, конечно, возник не на пустом месте. Идея создания сада давно витала в воздухе.
Мои вдохновители – светлые и тёплые сосновые леса Карельского перешейка, глухие непроходимые дебри хвойных лесов, бескрайние альпийские луга, каменистые осыпи и ущелия, холодные высокогорья и тундры – все те места, которые я часто посещаю в путешествиях.
Именно эти образы послужили основой для создания сада – уголка природы в миниатюре.
Каркасом сада стали хвойные растения и камни. С камнями дефицита не было – в наличии были гранитные глыбы, оставшиеся от фундамента финского дома. С хвойными было сложнее.
Отмечу, что в те времена декоративное садоводство существовало в зачаточном состоянии, и садоводы-любители были буквально на перечёт. Хвойные растения можно было достать только у коллекционеров, или самостоятельно собирать черенки и семена в парках или ботсадах. Приходилось даже перелезать через железные заборы, чтобы оторвать вожделенный черенок. Таким способом я раздобыл редкие сорта можжевельника и тиса, проникнув во внутренний двор Таврической оранжереи.
Со временем я познакомился со многими энтузиастами, стал посещать их сады. И в моём воображении кристаллизовалась картинка сада, который я бы хотел видеть на своём участке. Так я начал высаживать первые хвойные растения, следуя представляемой картинке.
Но самый значительный скачок в развитии произошёл после посещения Чехии и знакомства с местными садоводами, коллекционерами. Известно, что чехи – авторитеты в создании хвойных садов, альпийских горок (так называемые «чешские скалки»). Друзья из Чехии научили меня правильно строить каменистые горки, размножать хвойные растения прививкой, провели настоящий мастер-класс в оформлении и создании сада в природном стиле. Я привёз сотни молодых саженцев, которые послужили зелёной основой сада.
⎼ На фотографиях кажется, что сад огромный. А какого он на самом деле размера?
Площадь участка около 18 соток. Пространства достаточно, чтобы разместить и коллекцию хвойных, и горки, и даже небольшой огород.
Кроме хвойных, разумеется, есть множество других растений. Фавориты – рододендроны, верески, красивые травы, мхи и альпийские растения, разрастающиеся в форме «кочки». В начале лета сад озаряется цветущими кустами рододендронов, это потрясающее зрелище.
⎼ Расскажите о Вашей коллекции. По какому принципу Вы подбирали экземпляры, какие самые интересные растения?
В основе – коллекция хвойных, более 700 видов и сортов. Некоторые из них – совсем миниатюрные, карликовые. За год они увеличиваются в размере на несколько миллиметров, такие «копуши» считаются у коллекционеров самыми ценными и изысканными. Другие имеют красивый цвет хвои, например, жёлтые или сизые, почти синие иголки. Есть даже ёлка с ярко красными молодыми приростами.
Много стелющихся можжевельников, создающих разноцветный ажурный ковёр. Растут пихты, которые разносят сладкий аромат в жаркую погоду. Украшают коллекцию стройные, как карандаш, можжевельники и туи, «плакучие» растения со свисающими вниз ветвями. Всех не перечислить. Именно за это я люблю хвойные – за разнообразие формы и цвета, а также за декоративность в течение всего года.
Другая часть коллекции – альпийские растения. Это миниатюрные цветы, которые привыкли жить среди камней в высокогорных районах. Они медленно растут, образуя зелёные кочки, и летом покрываются мелкими цветками, похожими на россыпи самоцветов. Среди альпийцев самые любимые – горечавки и камнеломки.
⎼ Есть ли у Вас любимое дерево, если да, то почему, какая история Вас с ним связывает?
Любимое дерево – сосна. С детства люблю сосновые леса, тот неповторимый терпкий аромат, шуршание на ветру сосновых иголок, шишки, разбросанные на белом мху. В садовой коллекции очень много сосен – от маленьких плотных сортов-шариков до больших раскидистых. Есть и сибирский кедр – царь-дерево.
⎼ Как Вы находите время для такой кропотливой и энергозатратной деятельности?
Работа в саду доставляет мне огромное удовольствие во всех аспектах – это и физический труд, и воплощение дизайнерских идей, и творческая работа с растениями и ландшафтом. Создавая сад, я рисую картину, развивающуюся во времени и пространстве. Всё это для меня источник энергии, «батарейка» для зарядки.
Времени, конечно, не много – в основном это выходные дни. Но этого вполне хватает, чтобы поработать в саду, и остаётся время для общения с друзьями и на «шашлык».
⎼ Планируете ли Вы в дальнейшем расширять и развивать Ваш сад? Что посоветуйте нам, простым садоводам, мечтающим о своем райском уголке?
За 20 с лишним лет существования сада мы с ним «срослись» в единый развивающийся организм. По мере роста сада приходилось осваивать разные умения и навыки, подстраиваться и корректировать планы. Вначале хотелось собрать большую коллекцию, реализовать дизайнерский проект. Со временем сад рос, и на первый план вышли новые задачи – сохранение растений, в том числе ограничение их роста, ведь многие разрослись до гигантских размеров. Это обстоятельство подтолкнуло меня освоить такие навыки, как фигурная стрижка и обрезка, формирование хвойных в различных методиках, например ниваки, топиари.
Сейчас у меня много единомышленников и друзей по увлечению, мы часто встречаемся, обмениваемся визитами, редкими растениями и общаемся на хвойные темы.
Тем, кто хочет заняться садоводством, могу посоветовать – ничего не бойтесь и начните с малого. Посадите пару растений, наблюдайте за ними. Можно сделать это прямо в городе на придомовой территории. Дальше вы непременно втянитесь в процесс, и вселенная подарит вам многие минуты удовольствия от этого увлекательного занятия.
– Константин, а как сейчас поживают старые яблони?
С яблонями всë хорошо - продолжаю формировать их в японском стиле. Весной удаляю лишние ветви и обрезаю прошлогодние приросты, в результате наверху образуются аккуратные шапки.
☀️Выражаю огромную благодарность и признательность Константину Коржавину за интересный рассказ о своем саде и фотографии. У Константина получилось создать неповторимый ландшафтный проект, в котором азарт коллекционера соединился с гармонией и естественностью природы🍀
Другие публикации о красивых садах по тегу: #эстетика_сада_вдохновение