Найти тему

Вот скажите нам, американцы и европейцы, «в чём сила?!»

Кадр из фильма "Брат-2". Реж. А. Балабанов.
Кадр из фильма "Брат-2". Реж. А. Балабанов.

Дилогия «Брат» А. Балабанова – фильм, безусловно, гениальный. Высказывание о правде главного героя картины – «Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней!» - прямая реминисценция приписываемых Александру Невскому слов «Не в силах Бог, а в правде!». Если высказывание благоверного святого князя в летописях не зафиксировано, то послания Ивана Пересветова Ивану Грозному сохранились. В одном из них публицист XVI века пишет: «Бог не веру любит, – правду» и, если нет правды в Московском царстве, «то всего нет». Пересветов подчеркнул отношение наших предков к правде: нет правды – ничего («всего») нет. И наша сегодняшняя ментальность во многом зависит от тех поведенческих шаблонов, которые определяли жизнь наших предшественников и делали нас непохожими на другие нации, населившие Европу.

Отношение к правде как к Божьему промыслу закреплено даже в разнице отношения православной и католической церквей к такому важному таинству, как исповедь. Это подметил В.М. Живов: «если для католиков исповедь – это необходимое условие спасения, то для православных это средство очищения души, которое необходимо, но само по себе никак не гарантирует спасения…». Талантливейший ученый считал католическую церковь институтом спасения ее членов при условии выполнения ее предписаний. При этом «православная церковь указывает путь человека к Богу, но … не предполагает каких-либо гарантированных правил спасения: спасение человека зависит всецело и исключительно от воли Божией, и в принципе не может определяться какими бы то ни было рационально устанавливаемыми правилами; сама принадлежность к церкви с православной точки зрения представляет собой скорее мистический, чем институционный момент». То есть у католиков – следуй церковным предписаниям, и спасешься, а у православных – все в руке Божией, как Бог даст.

В.М. Живов дает следующее определение слова правда: «… этимологически связано с prav- «правый», как в физическом смысле, соотносимом с правой рукой, так и в метафорическом смысле, соотносимом с понятием правильности. Отсюда правда может выступать в таких значениях, как «обет, обещание, присяга, заповедь, правило, договор, закон», – в основе семантики этого слова лежит вообще представление о Божественном миропорядке».

В качестве доказательства представлений о правде наших предков ученый приводит параллель между правдой и истиной. Правда относится к тому, что должно быть, истина – к тому, что действительно есть или было: «мы можем сказать по-русски Божья правда, но не можем сказать Божья истина.

<…> Отсюда естественным образом правда осмысляется как Божественное начало, а истина – как человеческое: правда основана на справедливости (правильности), истина – на тождестве или вообще на человеческом опыте…. Соответственно, правда ассоциируется с небесами, истина – с землей».

На этой дихотомии – правда-истина – божественное-человеческое – строятся и наши отношения с правом. Как считает В.М. Живов, право в Древней Руси было скорее частью установленного Богом мирового порядка, чем соглашение людей о соблюдении общественных норм. «Вот почему «Божий суд» имел такое значение в русской юридической практике (и при этом в светском процессе!). Не юридическая норма как таковая, но именно вера – желание понять Божью волю, Божье решение, Божью справедливость – лежала в основе юридической практики: Бог, а не человек должен был вынести решение и определить, кто прав, кто виноват».

Как часто и сегодня можно услышать в утешение человеку, с которым, по мнению окружающих, поступили несправедливо: «Ничего, обидчика Бог накажет».

И наша правда всегда будет отличаться от правды Запада. Как говорил Данила Багров: «Вот скажи мне, американец, в чём сила! Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней! Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего — ты сильней стал? Нет, не стал, потому что правды за тобой нету! А тот, кого обманул, за ним правда! Значит, он сильней!»

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.