Найти тему
Сержик Моделист

Восстановление модели ГАЗ-13 "Чайка" с помощью 3D технологий

Оглавление

Привет моделистам и гостям канала! Продолжаю работу над восстановлением саратовских моделей из коллекции моделиста М. И на этот раз с помощью LCD-печати.

Сегодня займёмся моделью автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе 1:43 производства Тантал. Модель номерная и имеет каталожный номер А15. Примечательна модель ещё и тем, что на заднем стекле тамповкой нанесён олимпийский мишка, что делает модель более ценной. Покрышки имеют боровой шов, донышко без "made in".

Модель приехала ко мне вот в таком виде:

Модель ГАЗ-13 "Чайка" до восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" до восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" до восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" до восстановления

У модели:

❌ Сломаны части молдинга на передних дверях;
❌ Отсутствуют откидные сиденья;
❌ Сломан кронштейн для фиксации откидных сидений;
❌ Отсутствует правый задний фонарь;
❌ Погнуты оси;
❌ Начали плавиться колёсные диски;
❌ Лопнула и деформирована правая стойка кузова для фиксации лобового стекла;
❌ Утерян один хромированный колпак;
❌ Механические повреждения багажника;
❌ Многочисленные сколы краски и царапины по всему кузову.

Конечно, запасные элементы можно и приобрести, но цена на запчасти к номерным саратовским моделям продолжает расти. Кто-то скажет, что проще найти другую "Чайку" взамен этой. Но для моделиста М. именно эта модель очень дорога, ведь с ней связано много приятных воспоминаний.

Поэтому, я и пошёл по пути 3D-моделирования и LCD-печати для воссоздания утраченных элементов. Таким образом, можно создать практически любые элементы! Ранее, с помощью этой технологии, уже были восстановлены задние фонари на Москвич-408 и задний бампер для ВАЗ-2107. Ссылки на эти работы, с подробным описанием процесса, вы найдёте в конце статьи.

1. Разборка модели.

В процессе разборки все дефекты проявились и стали видны, как на ладони. Чувствуется, что не простая будет работа...!

Модель ГАЗ-13 "Чайка" в разобранном виде
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в разобранном виде

2. 3D-проектирование деталей.

Для проектирования всех элементов были измерены оригинальные детали. Ради такого дела, пришлось разобрать свою собственную "Чайку".

В CAD-редакторе были спроектированы:

  • Задний фонарь
3D модель правого заднего фонаря ГАЗ-13 "Чайка"
3D модель правого заднего фонаря ГАЗ-13 "Чайка"
  • Откидное кресло
3D модель откидного кресла ГАЗ-13 "Чайка"
3D модель откидного кресла ГАЗ-13 "Чайка"
  • Колёсный диск
3D модель колёсного диска ГАЗ-13 "Чайка"
3D модель колёсного диска ГАЗ-13 "Чайка"
  • Молдинг для передней двери
3D модель молдинга на левую переднюю дверь ГАЗ-13 "Чайка"
3D модель молдинга на левую переднюю дверь ГАЗ-13 "Чайка"

3. Подготовка к печати.

В специальной программе к 3D принтеру было задано пространственное расположение будущих деталей, левое/правое* исполнение и их количество, вручную построены поддержки и внесены режимы печати. Всё по классике. Машинное время печати составило около 3-х часов.

* Левое или правое исполнение деталей было получено при помощи команды "копировать с зеркальным отображением". Удобная команда :)

Расположение моделей деталей на пространстве рабочего стола + задание поддержек
Расположение моделей деталей на пространстве рабочего стола + задание поддержек

4. 3D печать.

Детали были распечатаны на фотополимерном принтере от фирмы Anycubic из полупрозрачной смолы Green из линейки Basic.

* Технология LCD-печати заключается в выращивании модели из жидкой фотополимерной смолы. Смола заливается в специальную ванночку с прозрачной плёнкой, под которой располагается ЖК дисплей. В ванночку опускается рабочий стол, оставляя зазор, равный толщине слоя. Светодиоды дисплея пропускают УФ-излучение только в нужных местах и засвечивают конкретный слой в сечении модели. Далее рабочий стол перемещается по оси Z на величину толщины слоя, под него затекает новая порция жидкой фотополимерной смолы и процесс повторяется до полного изготовления модели.

Некоторые элементы я распечатал с запасом с целью использования их в качестве имитаторов для отработки технологии, а ещё, чтобы дать себе право на ошибку - в процессе всякое случается ☺️.

⚠️ Не забывайте про тщательную промывку* деталей от остатков смолы, чтобы получить максимальное качество и детализацию вашей распечатанной модели.

* Промывка деталей осуществляется в спирте. Подойдёт либо изопропиловый, либо этиловый спирт. Я использую этиловый, так как ПДК (предельно допустимая концентрация) у него в 100 раз ниже, чем у изопропилового. А чтобы промывка была качественная, я пользуюсь специальным устройством от Anycubic для промывки, в которой в дальнейшем будет происходить и дополнительная засветка.

Распечатанные детали для модели ГАЗ-13 "Чайка"
Распечатанные детали для модели ГАЗ-13 "Чайка"

Для окончательной полимеризации материала, после промывки, детали прошли дополнительную засветку УФ-излучением. Для этого я также использовал специальное устройство от Anycubic.

Дополнительная засветка деталей УФ-излучением
Дополнительная засветка деталей УФ-излучением

5. Лакокрасочные работы.

Чтобы молдинги, откидные сиденья и колёсные диски выглядели естественно, они были окрашены в соответствующие цвета.

Колёсные диски и откидные сиденья были покрыты белой грунтовкой от TAMIYA и окрашены акриловый краской WHITE 1001 от ICM. Поверх краски я нанёс глянцевый лак X-22 TAMIYA.

Окрашенные колёсные диски и откидные сиденья для модели ГАЗ-13 "Чайка"
Окрашенные колёсные диски и откидные сиденья для модели ГАЗ-13 "Чайка"
Колёсные диски и откидные сиденья для модели ГАЗ-13 "Чайка", покрытые лаком X-22 TAMIYA
Колёсные диски и откидные сиденья для модели ГАЗ-13 "Чайка", покрытые лаком X-22 TAMIYA

Молдинги были покрыты жидким хромом от Molotov и защищены глянцевым лаком X-22 TAMIYA. После окрашивания, молдинги, как влитые, сели на свои места в углублениях передних дверей.

Хромированные молдинги после окрашивания и в сборе с дверьми
Хромированные молдинги после окрашивания и в сборе с дверьми

На задние фонари был нанесён красный лак для LP-52 TAMIYA. Не переживайте, что смола зелёного оттенка, главное, что она остаётся прозрачной. На неё прекрасно ложится любой лак и даёт "мокрый" эффект. В итоге, фонари получаются на оттенок темнее, но иногда - это как раз то, что надо!

Несмотря на то, что у "Чайки" отсутствует только один задний фонарь - я распечатал и подготовил к сборке оба (и левый и правый), чтобы фонари смотрелись одинаково и не было разнооттеночности.

Задние фонари до и после окрашивания лаком LP-52
Задние фонари до и после окрашивания лаком LP-52

6. Кузовные работы.

Здесь, как и с настоящим автомобилем, порой, не обойдёшься без кузовных работ 🛠️.

Дефект корпуса в виде лопнувшей правой стойки лобового стекла я устранил изнутри с помощью эпоксидного клея. Радует то, что у номерных "Чаек", как и у других саратовских моделей того периода, был использован качественный металл. Поэтому, без проблем удалось пластически деформировать стойку, чтобы вернуть её в нормальное положение и зафиксировать.

Соединение повреждённых элементов кузова с помощью эпоксидного клея
Соединение повреждённых элементов кузова с помощью эпоксидного клея

А для устранения серьёзных механических повреждений и выравнивания поверхности на багажнике, я использовал модельную шпаклёвку. Затем я сошлифовал излишки шпаклёвки, покрыл слоем чёрной глянцевой краски X-1 TAMIYA и защитил лаком TS-13 TAMIYA.

Устранение дефектов багажника модели ГАЗ-13 "Чайка"
Устранение дефектов багажника модели ГАЗ-13 "Чайка"

Сколы краски и царапины на кузове "Чайки" я устранил аналогичным образом.

Кузов модели ГАЗ-13 "Чайка" после устранения дефектов
Кузов модели ГАЗ-13 "Чайка" после устранения дефектов

7. Работы в интерьере.

Так как у модели сломан кронштейн общей детали салона для фиксации откидных сидений, пришлось что-то придумать 🤔. Можно было сделать сиденья одной цельной деталью, минуя кронштейн посередине, но так не интересно, ведь, кресла должны откидываться независимо друг от друга.

Я решил прикрепить заранее подготовленный по форме металлический элемент, который когда-то держал заднюю дверь на модели ВАЗ-2121 "Нива" (крепился внутри на крыше кузова). Со стороны радиусного изгиба, я зафиксировал пластину кусочком пластика и вставил сиденья на свои места. Получилась вот что:

Общая деталь салона модели ГАЗ-13 "Чайка" до и после восстановления кронштейна для фиксации откидных сидений
Общая деталь салона модели ГАЗ-13 "Чайка" до и после восстановления кронштейна для фиксации откидных сидений

8. Подсборка осей и колёс.

На замену искривлённым осям нашлись жёсткие стальные шпильки (огромное за них спасибо любимой жене и её подруге). С одной стороны шпильки имеют головку, как у гвоздя, а вот с другой стороны - просто плоский торец.

Ещё до грунтования и окрашивания, я рассверлил* отверстие под шпильку в колёсных дисках.

* При сверлении и обработке распечатанных деталей - будьте осторожны: смола достаточно хрупкая. Поэтому, работаем только острозаточенным инструментом, не прикладывая больших усилий.

Подготовка колёсных дисков под сборку
Подготовка колёсных дисков под сборку

По "саратовскому" методу (деформация конца оси) пойти не удалось - шпильки оказались слишком твёрдыми). Поэтому, я решил сформировать из припоя ПОС-61 шарик на конце шпильки с плоскими торцем, чтобы удерживать колёсный диск. Форма шарика значения не имеет, так как в дальнейшем закрывается хромированным колпаком.

Оси с колёсными дисками с фиксацией пайкой.
Оси с колёсными дисками с фиксацией пайкой.

Теперь, полностью соберём колёса с осями. В закромах Родины мне удалось найти недостающий оригинальный хромированный колпак, и колёса стали смотреться одинаково.

Ну вот, выглядит в точности, как у Тантала:

Оси с колёсами для ГАЗ-13 "Чайка" в сборе
Оси с колёсами для ГАЗ-13 "Чайка" в сборе

8. Сборка модели.

Когда все детали готовы, начинается самая приятная часть для любого моделиста - это сборка, ведь всегда интересно, что в итоге получится! ☺️

Вот такая красотка у меня получилась:

Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления с родной коробочкой
Модель ГАЗ-13 "Чайка" в масштабе после восстановления с родной коробочкой

Бонус.

В качестве бонуса, я решил положить в багажник новенькое распечатанное запасное колесо 😉! Оригинальная в нём только покрышка. Колпак был создан по аналогии с другими печатными деталями, покрыт жидким хромом и защищён лаком. Внимательные читатели, наверное, заметили, что я как раз распечатал 5 колёсных дисков. Надеюсь, что мой заказчик оценит)

Бонус в виде запасного колёса в багажнике модели ГАЗ-13 "Чайка"
Бонус в виде запасного колёса в багажнике модели ГАЗ-13 "Чайка"

Заключение.

Очередная миссия выполнена и эта модель олимпийской Чайки скоро отправится обратно к своему владельцу! Признаюсь честно - работа была не простой, ведь она собрала в себя множество процессов. А самое главное, что благодаря моделированию и 3D-печати (LCD-печати) удалось восстановить все утраченные детали этой модели.

В задачах ещё много проектов, о работе с которыми я обязательно расскажу, но немного позже. Как говорится, "продолжение следует!"

А вот и обещанные вначале статьи ссылки на мои предыдущие работы по восстановлению саратовских моделей с помощью 3D-печати ⬇️:

Москвич-408 "Такси":

Ваз-2108 "Ралли":

А чтобы не пропускать новые статьи - не забывайте про кнопку "Подписаться" 😉

С уважением, Сержик Моделист.

#газ-13 #чайка #3d печать #3d моделирование #3d принтер #масштабная модель #восстановление #1:43 #тантал #anycubic