На счету народного артиста России Александра Михайлова – сотни ролей в театре и в кино. И конечно самые любимые – в фильмах «Любовь и голуби», «Мужики!», «Одиноким предоставляется общежитие», «Змеелов» и «Отряд специального назначения». Сейчас мы практически не видим новых киноработ Александра Яковлевича, а все потому, что артист напрочь отказывается сниматься в современных сериалах и пошловатых фильмах. Это его принципиальная позиция. Так уж сложились звезды, чтобы за столько лет у Александра Яковлевича появилось амплуа – семейный актер, герой мужественный и романтический. Как и его киногерои – обаятельнейший Василий Кузякин, бесстрашный Павел Шорохов, отец большого семейства Павел Зубов, комендант Виктор Фролов и разведчик Николай Кузнецов.
Самое интересное, что мы бы никогда не узнали такого артиста, если бы в его биографии не произошел трагический случай, навсегда изменивший его судьбу. Об этом Александр Яковлевич рассказал на своем творческом вечере, который прошел в середине марта в петербургском Доме офицеров. 77-летний Михайлов пел песни, читал стихи известных и неизвестных поэтов и общался со зрителями, делясь с ними самыми сокровенными моментами своей жизни. Нам удалось побывать на этом мероприятии и записать для вас все самое интересное.
ДЕТСКАЯ МЕЧТА О МОРЕ
— С морем связан довольно приличный отрезок моей жизни. С четвертого класса я мечтал о профессии моряка. Это случилось после того, как увидел картину «Девятый вал» Айвазовского. Я просто ошалел! Честно говоря, я, мальчишка, не мог себе представить, что бывает такое количество воды и такие большие волны. После школы пытался поступить в Нахимовское училище, но не смог. Трудовую деятельность начинал учеником моториста в «Востокрыбхолодфлоте». Это был рыбацкий флот. Стал мотористом, электриком и два года бороздил Японское, Охотское, Берингово моря, Тихий океан и Бристольский залив. А потом во время сильнейшего шторма погибло более 70 моряков. Четыре сейнера пошли вверх килем. Обледенение в Охотском море в шестидесятых годах было страшное. Нас тоже потрепало, но нам тогда удалось выйти из шторма, хотя и у нашего судна иллюминаторы полопались как яичная скорлупа. На причале меня встретила мама. И тут я увидел у нее прядь седых волос, которая появилась за эти несколько месяцев, пока меня не было дома. Понял, что она очень много пережила за это время. И тогда мама сказала: «Все Шурка, море или я!». Вот так в корне изменилась моя жизнь. Я поступил и окончил театральный институт во Владивостоке, а потом устроился на работу в театр.
О РОДИТЕЛЯХ И ПРЕДКАХ
— Мои предки — старообрядцы, выходцы из центральной Руси. Их уже после никонианского раскола выселили, в екатерининские времена. Они шли до Забайкалья, Красночикойского района, села Урлук. Назывались мои предки семейские, потому что их изгоняли целыми семьями. Так они и шли под охраной, со скарбом, с детьми до забайкальской тайги шесть с половиной лет.
— Отца помню до четырех лет. Так и не знаю причину развода родителей. Так они и ушли в иной мир, не раскрыв этого секрета. Потом, будучи взрослым, я связался с отцом, у него уже был второй брак. Мы очень подружились. Моя мама… Она была такая тонкокостная, высокая, стройная, с тонкой талией, тонкими чертами лица. А пальцы рук были толстые. Меня это несоответствие в детстве всегда поражало. Прошло время, и мне так было стыдно за свои мысли, я потом часто просил у мамы прощения. А какие могли быть руки у наших матерей? Время-то было послевоенное. Я помню, мама и на руднике работала, и на кирпичном заводе, и в банно-прачечном комбинате. Она приходила с работы уставшая и всегда просила дать ей балалайку. Этому инструменту уже под сто лет, он хранится в моей семье и он до сих пор действующий. Музыкального образования у меня нет. Я чистый слухач, только благодаря моей маме я вот так вот с детских лет прикасаюсь к прекрасной народной поэзии, фольклорной музыке. Низко кланяюсь ей, и всю жизнь буду кланяться. Каждый год я приезжаю к себе на родину, в Забайкалье. Туда, где родилась моя мама, где до сих пор живут поселением старообрядцы. Не пьют, не курят, ведут трезвый образ жизни. Знаете, какое наслаждение я получаю, когда вместе с семьей приезжаю на родину, хожу босиком по траве. Кстати, юрта, в которой я родился, стоит до сих пор, правда в ней поставили пластиковые окна.
О ЛЮБИМОЙ РОЛИ
– Я отказываюсь играть в бандитских сериалах. Это мое кредо, моя принципиальная позиция. Любимая роль? Это разведчик, Герой Советского Союза Николай Кузнецов в картине «Отряд специального назначения». А еще я Рокоссовского сыграл, лётчика, старпома торгового судна и комбрига в сериале «Разжалованный». Посмотрите, очень хороший фильм. Мечтаю сыграть воина-интернационалиста.
– Счастлив, что прикоснулся к судьбе великого поэта Сергея Есенина. В сериале «Есенин» сыграл полковника МВД Хлыстова, посвятившем более 20 лет раскрытию тайны жизни и смерти поэта. Такой человек реально существовал. Его фамилия Хлысталов, но сценаристы немного изменили фамилию. (Эдуард Александрович Хлысталов — полковник, заслуженный работник МВД СССР, член Союза писателей, автор двух поставленных в театре пьес, исследователь гибели Сергея Есенина – Т.К.). Хлысталов очень много сделал, раздобыл фотографии, в том числе и секретные и доказал, Есенина, конечно, убили. Это было убийство, а никакое не самоубийство! Когда мы работали над сериалом, цензура тогда еще была, и один из руководителей компетентных органов сказал: «Не надо вешать на нас очередную трагедию великого поэта». И по его приказу было очень много вырезано. В фильме представлено, как будто поэт все время устраивал гульбища и находился в вечном подпитии. Там было много любовных интриг, а вот тема поэзии и острые современные сцены оказались вырезаны. Как ни странно, даже в наше время. И получился некий такой акцент, что поэт пил, гулял, дрался, поэтому и произошла эта трагедия. Все в этой истории непросто…
– Я благодарен Владивостоку, где учился на актера, благодарен Саратову, где 10 лет проработал в Малом драмтеатре имени Карла Маркса. Потом я был приглашен в Московский театр имени Ермоловой, и в Малый театр, где отслужил 20 лет. Я бы ничего не менял в своей жизни. Ничего! Ни секунды времени, ни дня, ни месяца, ни года. Я действительно счастлив.
Татьяна КРОТОВА