Здравствуйте
Мы с вами разобрали основные признаки абсурда как литературно-художественного приема:
Самое время поговорить о процессе. Итак...
I. Как «сделать» абсурд?
Можно прямо использовать простую формулу абсурда. Для себя я ее записал так, делюсь с вами.
ИТ → ЛП1 (+) → ЛП2 (–) → ЛП3 (+ –) = А ↔ ИТ
Где:
ИТ – исходный тезис, вопрос (идея, предмет, явление, проблема и т.д.)
ЛП – логические положения (объяснение, умозаключение и т.д.), в которых в какой-то момент одновременно возникают отрицание и утверждение.
А – заключительный тезис (ответ, вывод) с внутренним противоречием (абсурд). Абсурдное утверждение, разрушающее исходный тезис или доводящее его до абсурда.
Например, можно порассуждать на такую тему.
Исходный тезис: осиротевшие дети не способны возродить мир и жить в нем счастливо.
Логические положения:
– они помнят те ценности, что дали им родители,
– конечно, они передали им и пороки, кроме того, обострятся простейшие инстинкты,
– пороки нейтрализуются добром, а инстинкты – разумностью,
– добро всегда побеждает зло,
Абсурдный тезис: следовательно, мир возродится на основе социально-рациональной сути человека.
Возвращение к исходному тезису: осиротевшие дети способны возродить мир и жить в нем счастливо.
Абсурдно? Да! Только, между прочим, сегодня многие начинающие писатели сочиняют постап янг-эдалт примерно так же. На мой взгляд, чтобы написать хорошую антиутопию, нужно много знать.
А чем на самом деле может закончиться история о детях? Можно почитать «Повелитель мух» Голдинга, уж там-то разрушение тезиса налицо.
И еще несколько заметок о процессе.
► В самом исходном тезисе уже есть «зацепка» для создания абсурда.
► Исходный тезис можно и не разрушать, а просто довести до абсурда.
► Цепочка логических положений может быть сколько угодно длинной, главное, что они разрушают сами себя. Вывод становится ложным.
► В книге сама цепочка не нужна. Да и абсурд может быть в контексте или казаться очень убедительным. (Но и то, и то может быть в тексте).
► Повторюсь: одно из правил антиутопии – доведение реалий до абсурда.
Я здесь не говорю о философии, не о литературе абсурда вообще, только о приеме.
II. Как и чем выражается абсурд (принципы, приемы, способы)
Всего много, назову хотя бы основное:
► одновременность утверждения и отрицания;
► внутренний разрыв тезисов;
► показ абсурдности действий на основе несоответствия ожиданий и естественных (природных) проявлений жизни. То есть человек действует вопреки здравому смыслу.
► деструкция (разрушение или иллюзия разрушения целого) предметов и действий;
► элементы хаоса
► преднамеренное искажение фактов;
► инверсия взаимодополняющих понятий (переворачивание с ног на голову);
► отрицание смысла; игра со смыслами; игра со словом;
«В лицее говорили, что имплант работает вместе с кукухой, поэтому ее обязательно надо носить – и не углублялись в детали. Зато один раз у Мани об имплантах зашел разговор с невидимым папой, и тот в нескольких простых словах разъяснил все, чего Маня не могла взять в толк.
– Имплант понимает мои мысли? – спросила она.
– Конечно нет. Имплант вообще ничего не понимает.
– А как он тогда может влиять? – Маня почувствовала, что все накопившиеся непонятки лезут из нее одна за другой. – Как он узнает, что я смотрю в зеркало? Откуда ему известно, что я вижу иллюмонад и кокосовые чипсы? Почему мне этого иллюмонада сразу хочется? Как он делает, что человек кажется привлекательнее, если у него больше денег?
Папа удивился – или, во всяком случае, сделал вид.
– А вам разве не объясняли в лицее?
– Нет. Нам только схему рисовали со стрелочками. По-моему, они сами не знают.
– Они знают, – ответил папа. – Ты, наверно, прослушала или прогуляла. У каждого продукта и человека есть QQ-код, который считывает твоя кукуха». («Transhumanism Inc.», В. Пелевин)
► алогизм (нарушение логики мышления, связей, подчеркивание противоречий);
квадратура круга
моя другая половина
истина в вине
розовый слон
алюминиевые огурцы на брезентовом поле и т.д.
► выяснение ошибки;
«Отложив газету, Дуг произнес без улыбки:
– Да, случай безнадежный.
– Вовсе нет, – ответил сэр Артур. – Вы подумайте только, что бы творилось сейчас, если бы мы попытались немедленно добиться более полного определения, в основу которого были бы положены отход, отказ, борьба, окончательный отрыв от природы.
– Такого определения никогда не добиться, – вздохнул Дуг.
– Почему же? Если только оно справедливо, его рано или поздно добьются, – возразил сэр Артур. – Истине – и это вполне понятно – не так–то легко одержать победу. Но в конце концов она торжествует. Впрочем, быть может, не в этом главное.
– Но в чем же оно, черт возьми?
– Главное в том, дружище, что сделали вы сами, – сказал сэр Артур. – Вы вселили беспокойство в души людей. Вы ткнули их носом в совершенно непонятный пробел, существующий миллионы лет. Кто это из французов писал недавно: "Мы должны заново пересмотреть все наши представления. Началась новая эпоха становления". Вы показали, что это действительно так, что до сих пор все строилось на песке. Осознав это, мы постарались на скорую руку, по мере сил своих, заполнить существующий пробел. В будущем это надо сделать лучше и полнее. Не все сразу пойдет как по маслу. Но вы стронули с места машину, а такую громадину уже не остановить». (Д. Веркор, «Люди или животные»)
► парадоксальность;
► эксцентричность;
► гротескность мировосприятия;
► литературно–фантастическая гиперболизация (прием, выражающий специальное чрезмерное преувеличение разных свойств предметов, явлений, процессов).
«Все новые и новые этажи громоздятся один над другим, этажи слепые и глухие, и у каждого свое солнце на потолке - электрическое солнце под матовым стеклом». («Дом в тысячу этажей», Ян Вайсс)
► литературно–фантастический гротеск (прием, выражающий неразделимый синтез реального и нереального, смешного и страшного, красивого и безобразного, прошлого, настоящего и будущего, несущий трагикомический смысл).
«Обезьяны находились в сложных отношениях с удавами. Дело в том, что обычай удавов разрешал питаться обезьянами, но, так как они слишком волосатые и не слишком вкусные, питаться обезьянами считалось дурным тоном. Такую точку зрения неоднократно высказывал сам Великий Питон, и обезьяны, с одной стороны, заинтересованные в том, чтобы их считали невкусными, с другой стороны, болезненно воспринимали всякий намек на свою неполноценность. Поэтому они жили, мелко политикуя и огрызаясь на отдельные оскорбления удавов, в то же время стараясь сохранить господствующую среди удавов точку зрения на свои вкусовые качества». («Кролики и удавы», Ф. Искандер»)
Конечно, интересно посмотреть, а что же сейчас происходит с жанром антиутопия. Об этом поговорим далее, но сначала для подписчиков блога объявляется литературная игра на эту тему (читайте ее условия завтра). Победители получат приз! ☺
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература