Найти в Дзене

Дебют Лемешева в Большом Театре. "Мой счастливый Берендей"

Этот вечер наступил 20 февраля 1931 г. Сбылась заветная мечта Лемешева - он вышел на манящую и пугающую своей огромностью сцену самого главного театра страны в "любимой и счастливой", по его собственном признанию, партии Царя Берендея в опере Римского-Корсакова "Снегурочка". Первые партнеры Сергея по сцене, все, как на подбор, известные и талантливые артисты: С. Красовский - Бермята, К. Держинская -Купава, Б. Златогорова - Лель, В.Политковский - Мизгирь.. Перед началом второго акта оперы, в котором появляется его герой, сильное волнение охватывает дебютанта: полноценной репетиции не было (из-за снежных заносов поезд Тифлис - Москва опоздал на двое суток, и Сергей едва успел прибыть в столицу ночью, накануне спектакля), никаких особых указаний от режиссера он не получил. Хорошо, что Лемешев, как всегда, готовился ко всему заранее и еще в Тифлисе прошел роль Берендея с Вл. Лосским - постановщиком спектакля ГАБТа. Поэтому он знает все мизансцены, изучил рисунок роли, и может теперь
Лемешев в партии Царя Берендея. ГАБТ.
Лемешев в партии Царя Берендея. ГАБТ.

Этот вечер наступил 20 февраля 1931 г. Сбылась заветная мечта Лемешева - он вышел на манящую и пугающую своей огромностью сцену самого главного театра страны в "любимой и счастливой", по его собственном признанию, партии Царя Берендея в опере Римского-Корсакова "Снегурочка". Первые партнеры Сергея по сцене, все, как на подбор, известные и талантливые артисты: С. Красовский - Бермята, К. Держинская -Купава, Б. Златогорова - Лель, В.Политковский - Мизгирь.. Перед началом второго акта оперы, в котором появляется его герой, сильное волнение охватывает дебютанта: полноценной репетиции не было (из-за снежных заносов поезд Тифлис - Москва опоздал на двое суток, и Сергей едва успел прибыть в столицу ночью, накануне спектакля), никаких особых указаний от режиссера он не получил. Хорошо, что Лемешев, как всегда, готовился ко всему заранее и еще в Тифлисе прошел роль Берендея с Вл. Лосским - постановщиком спектакля ГАБТа. Поэтому он знает все мизансцены, изучил рисунок роли, и может теперь воплотить на сцене все, что было заложено постановщиком в этот образ: мягкую доброту, жизнелюбие, мудрость. Да еще перед выходом на сцену заглянул к нему в гримерку консерваторский приятель, драматический тенор Никандр Ханаев, на пять лет раньше поступивший на службу в Большой, и напомнил, что акустика театра не терпит форсированного звука. Приободрил: "Ты, Сережа, покажи только свой тембр, и все будет хорошо!"

И вот уже Лемешев облаченный в тяжелый костюм Берендея, с наклеенной длинной бородой, в "возрастном" гриме - на сцене, сидит, и рисует на колонне терема цветочки, в то время, как хор гусляров хвалит его царство. Любопытство одолевает артиста, его так и тянет обернуться в зрительный зал. Сергей медленно поворачивает голову и видит громадную черную пустоту и где-то далеко-далеко маленькую фигурку дирижера. Мелькает предательская мысль: "А может,зря я это все затеял? Пел бы себе спокойно в Тифлисе, где мня так любила публика.. А еще лучше- сажал бы дома в деревне огород..." Хорошо, что наконец-то появился Бермята и отвлек артиста от тревожных сомнений. Следующая сцена у Берендея - с Купавой. В голосе Ксении Дзержинской Лемешев чувствует ласку, человеческое участие, стремление его поддержать. А дальше следует шепот певицы, пролившийся, словно бальзам, на душу Сергея: "Не волнуйтесь, все хорошо у вас красивый голос". К тому моменту, как нужно было исполнять знаменитую каватину Берендея, требовавшую спокойного, красивого и мягкого звука, он уже совсем освоился и смог полностью сосредоточится на пении. А заканчивал Лемешев каватину уже под аплодисменты публики. Это была победа!

Лемешев- Царь Берендей в драматическом спектакле по пьесе А. Островского "Снегурочка". Москва, Колонный зал дома союзов, 14 марта 1976
Лемешев- Царь Берендей в драматическом спектакле по пьесе А. Островского "Снегурочка". Москва, Колонный зал дома союзов, 14 марта 1976

Так прошло дебютное выступление Лемешева на сцене Большого Театра, которая навсегда осталась для него священной. А образ мудрого, светлого, доброго Царя Берендея, столь созвучный душевному устроению самого Сергея Яковлевича, сопровождал его долгие годы. С него он начал свою творческую карьеру, им же её и закончил: последний выход Берендея-Лемешева на театральную сцену случился уже в драматическом спектакле, на закате дней артиста, в 1976 году.

А послушать Лемешева - Берендея можно здесь:

©Лемешев. Золотой голос России

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

<< Предыдущая статья