Производство самого тонкого, легкого, прочного, но в то же время одинаково безопасного листового металла - мечта каждого автопроизводителя. Шарка Микмекова и ее исследовательская группа из Брненского института приборостроения Академии наук Чешской Республики, которая изучает структуры высокопрочных сталей, хотят заполнить эту нишу.
С разработкой новых материалов растут и требования к методам их исследования. Мало того, что развитие микроскопов должно постоянно ускоряться, задача также состоит в том, чтобы улучшить способность различать детали и заглядывать глубже вглубь материи.
"Идеальным было бы создать программу, в которую пользователь загружает изображение образца стали с электронного микроскопа. Затем программное обеспечение оценивает его и сразу показывает информацию о структуре", - рассказывает Шарка Микмекова о своих исследовательских целях.
"Это принесло бы пользу главным образом крупным сталелитейным заводам и автопроизводителям, компаниям авиационной промышленности, но мы также нашли бы применение в других отраслях", - добавляет он.
Команда, которую возглавляет ученый, пытается разработать новый метод анализа для нужд электронной микроскопии.
"Фазы в исследуемой нами нержавеющей стали настолько малы, что мы не можем различить их в световой микроскоп", - объясняет Ондржей Амброж из Брненского института приборостроения. Но установленные процедуры пока применимы только к световому микроскопу.
Применение сталей нового поколения и их совершенствование является основой автомобильной промышленности.
"Вес автомобилей, кузов которых изготовлен из нержавеющей стали, значительно ниже. Это влияет как на расход топлива, так и на производимые выбросы. Но в то же время он сохраняет все характеристики безопасности", - комментирует он.
Микмекова работала со своим японским коллегой Томохиро аоджамой в JFE Steel Corporation над новым методом изучения структуры современных сталей. В марте она получила за это награду от Японского института металлов и материалов. Она стала первой чешской женщиной, когда-либо получившей эту награду в области металлографии.
"Каждый скажет себе, что сталь - это что-то хорошо известное и простое. Но мало что известно о том, что это наноматериал со сложной структурой", - объясняет он.
Современные высокопрочные стали имеют очень сложную внутреннюю структуру с содержанием нанофаз, которые неоднородно диспергированы в материале.
"Для дальнейшего развития важно уметь точно идентифицировать отдельные фазы, отличать их друг от друга и характеризовать достаточно большую площадь, чтобы получить реальное представление об их структуре", - говорит Микмекова.